Правительство РФ приводит свои нормативные акты, регулирующие работу во вредных и опасных условиях труда, в соответствие с новыми положениями Трудового кодекса, действующими с 1 января 2014 г., и Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о спецоценке).
Изменения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 № 726 «Об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870», вступили в силу 12 августа 2014 г.
Первое изменение: отменено постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».
Отмена этого нормативного правого акта связана с тем, что с 1 января 2014 г. вступил в силу Закон о спецоценке и Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, в соответствии с которыми изменены условия предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Так, аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда. При этом порядок предоставления гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда, а также порядок определения размеров названных компенсаций регулируется ст. 92, 117 и 147 ТК РФ.
Остальные поправки вносятся сразу в семь постановлений правительства и приводят их в соответствие с требованиями Закона о спецоценке.
Так, повсеместно слова «аттестация рабочих мест» заменяются на слова «специальная оценка условий труда».
Более значимые изменения внесены в Положение о Федеральной службе по труду и занятости (утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324) и в Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 610) и касаются распределения функций данных ведомств, связанных с проведением госэкспертизы условий труда и спецоценки.
В частности, Минтруд России будет утверждать методику проведения спецоценки условий труда, классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форму отчета о результатах проведения спецоценки и инструкцию по ее заполнению. А Роструд будет рассматривать разногласия по вопросам проведения спецоценки, несогласия работников с результатами проведения спецоценки на их рабочих местах, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей спецоценку.