Консолидированные региональные бюджеты закончили 1-е полугодие 2014 г. с профицитом 83 млрд руб. Однако корректировка их динамики с помощью коэффициента равномерности исполнения, сделанная учеными ВШЭ, показывает, что к концу года возможен дефицит региональных бюджетов. В результате местным бюджетным учреждениям будет трудно платить за свет, воду, услуги строительных организаций и пр.
После провала в 1-м полугодии 2013 г. статистика по доходам консолидированных региональных бюджетов за шесть месяцев 2014 г. выглядит неплохо. Доходы регионов в целом (без учета данных нового для России Крымского ФО) выросли на 8,5%.
Приличными темпами росли практически все важнейшие составляющие доходов. Налог на прибыль перестал быть основной «головной болью» региональных бюджетов, рост его поступлений к низкой базе 2013 г. составил 17%. Правда, эти поступления все еще остались ниже соответствующего показателя 2012 г. на 13%.
Одновременно с быстрым ростом поступлений налога на прибыль замедлился прирост поступлений НДФЛ с 11,2% в прошлом году до 6,7% в 2014 г., что, впрочем, вполне закономерно: про снижение темпов роста заработной платы в текущем году экономисты говорили неоднократно.
Из динамики других существенных доходов региональных бюджетов следует отметить снижение поступления акцизов на бензин и дизельное топливо из-за роста на рынке доли высококлассного дизельного топлива, облагаемого по более низким ставкам.
Наконец, трансферты из федерального бюджета в 1-м полугодии 2014 г. выросли на 7,5% (против сокращения почти на 20% год назад) и перестали быть фактором сокращения региональных доходов.
Расходы региональных бюджетов в 1-м полугодии 2014 г. (без учета Крыма) по отношению к соответствующему периоду 2013 г. выросли на 6,7%.
Интересная деталь: инфляция за шесть месяцев 2014 г. составляет порядка 7%. Отсюда следует, что в реальном выражении расходы региональных бюджетов практически не изменились.
Профицит региональных бюджетов в 1-м полугодии составил 83 млрд руб. (2% от доходов). В принципе, профицитное исполнение в 1-м полугодии, как правило, характерно для региональных бюджетов. Но ранее, в 2010—2012 гг., этот профицит был существенно больше и в абсолютном, и в относительном выражении. Например, в 2012 г. профицит в 1-м полугодии составлял 10% доходов.
Эксперты Центра развития «Вышки» сделали два варианта прогноза исполнения консолидированных бюджетов регионов по итогам нынешнего года с помощью коэффициентов равномерности их исполнения.
В первом сценарии они использовали средние за период 2010—2013 гг. коэффициенты равномерности и по доходам, и по расходам (вполне обоснованный подход).
В результате получился прогноз с огромным дефицитом и непонятными источниками его финансирования. Уже по итогам 2013 г. ряд регионов оказался в кабале у банков. А в текущем году получение банковских кредитов даже в объеме 2013 г. (283 млрд руб.) маловероятно.
Второй вариант прогноза основан на коэффициентах равномерности исполнения региональных бюджетов только за 2013 г. В 2013 г. доходы регионов за 1-е полугодие составили всего 45% от годовых показателей. При таком подходе дефицит сокращается более чем вдвое и составляет около 500 млрд руб. Однако даже его профинансировать будет непросто, с учетом уже упомянутой закредитованности регионов и небольших остатков на бюджетных счетах.
«Нам представляется, что в сложившейся ситуации федеральном центру предстоит найти ресурсы для оказания регионам дополнительной финансовой поддержки, помимо 150 млрд руб. в соответствии с майскими поправками к федеральному бюджету, — подчеркивает аналитик ЦР ВШЭ Андрей Чернявский. — Альтернативный вариант — наращивание регионами просроченной кредиторской задолженности. Речь идет о просроченных бюджетными учреждениями платежах за свет, воду, услуги подрядных строительных организаций».