Предпринимательская уверенность в промышленности продолжила падение

| статьи | печать

Очередной опрос Росстатом руководителей 3600 средних и крупных промышленных предприятий выявил продолжение снижения уровня их предпринимательской уверенности в обрабатывающих производствах и добыче полезных ископаемых. В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды деловой настрой по сезону повысился, но этот вид деятельности погоду в промышленности.

По сообщению Росстата, индекс предпринимательской уверенности, отражающий обобщенное состояние предпринимательского поведения, в августе 2014 г. по сравнению с декабрем 2013 г. повысился в добывающих производствах с –5 до –4%, в обрабатывающих производствах с –8 до –4%, понизился в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды с 6 до 1%.

На величину индекса предпринимательской уверенности значительное влияние оказывает сезонный характер производства, напоминает Росстат. Подхватывая эту истину, в очередной раз заметим, что было бы странно (если не сказать — страшно), появись в августе значения этих индексов в добыче и обработке ниже, чем в декаб­ре, а в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды — выше. Но при внешней сезонной обычности статистической картинки тревожиться все-таки есть за что.

Если не брать в расчет авгус­товский индекс предпринимательской уверенности в кризисном 2009 г. в добыче полезных ископаемых (–7%), то нынешняя его величина (–4%) для этого вида промышленной деятельности — худший показатель для августа как минимум с 2005 г. Причем ни до, ни после кризиса с отрицательным знаком этого индекса в августе не найти. Так что август 2014 г. отметился неприятным почином. Для сравнения: в августе прошлого года он составил твердую «четверку».

Но «худший показатель» для конкретного месяца с 2005 г. (напомним, без учета 2009 г.) — это для добычи уже не почин, такие антирекорды ее индекс предпринимательской уверенности ставит с мая текущего года.

Аналогично и для обрабатыва­ю­щих производств — хуже значения –4% их индекс был только в период кризиса, в августе 2009 г. (–14%). Но в отличие от добычи отрицательный его уровень в августе для обработки не редкость, особенно в посткризисный период. Например, в последний месяц лета прошлого года индекс составил –1%. И антирекорды в этом виде промдеятельности предпринимательская уверенность ставит не с мая, а только второй месяц подряд.

Наконец, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды величина индекса 1% не самый худший для авгус­та показатель за рассматривае­мые десять лет (разумеется, без учета 2009 г.) — в августе 2008 г. (аккурат перед заходом в Россию кризиса) уровень предпринимательской уверенности в этой части промышленности был такой же. Но для посткризисных лет нынешнее его значение самое низкое. Антирекорд же с 2005 г. поставлен месяцем ранее (–4%, даже в ­июле 2009 г. индекс был ниже всего на 1 п.п.).

Но от истории вернемся в тревожные динамичные будни. По сравнению с июлем уровень предпринимательской уверенности без правки на сезонность снизился в добыче полезных ископаемых на 4 п.п., что для авгус­та в этом виде промдеятельности стало тоже рекордом с 2005 г. До этого августовское снижение не превышало 3 п.п., да и то встречалось всего два раза, один из которых пришелся на ­август 2009-го. А вот в обработке произошедшее сокращение индекса к предыдущему периоду на 1 п.п. — для августа, можно сказать, норма.

Что касается данных с поправкой на фактор сезоннос­ти, то Росстат их как бы не выпячивает. Любители рассматривать картинки могут обнаружить в его диаграмме, отражающей динамику индексов предпринимательской уверенности с устранением сезоннос­ти, что в августе индекс добычи полезных ископаемых резко снизился — на глаз, примерно с –3,7 до –6%. А в дополнение к диаграмме ценители сносок обнаружат под таблицей конкретные данные по обрабатываю­щим производствам — правленный на сезонность российский индекс снизился в августе на 0,7 п.п. — до –5,6%.Соответствующих данных по деловой уверенности в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в обнародованной Росстатом информации, как обычно, нет. Оно, может, и ни к чему — этот вид промдеятельности сильно зависит от погоды, а «­погоду» в промышленности делают ­прежде всего обработка и в меньшей степени — добыча.

Теперь — результаты опроса, говорящие за себя. По оценкам руководителей организаций добывающих и обрабатывающих производств, в августе 2014 г. баланс оценок респондентами спроса продукции (портфеля заказов) в добывающих производствах составил –26%, в обрабатывающих производствах — –35%, в авгус­те 2013 г. — –17 и –30% соответственно.

В среде опрошенных руководителей в августе число оптимис­тически настроенных на рост производства в течение ближайших трех месяцев превышает число ожидающих снижения выпуска продукции в добыче полезных ископаемых на 13 п.п., в обрабатывающих производствах — на 20 п.п.

Экономическую ситуацию в своей организации по добыче полезных ископаемых считают благоприятной 12% и удовлетворительной — 69% руководителей, в обрабатывающих производствах — соответственно 9 и 75% респондентов. Вмес­те с тем число пессимистически настроенных в отношении оценки текущей экономической ситуации респондентов превышает число оптимистов на 4 п.п. в добыче полезных ископаемых и на 6 п.п. — в обрабатывающих производствах.

Улучшение экономической ситуации в ближайшие шесть месяцев ожидают в добыче полезных ископаемых 21% опрошенных, в обрабатывающих производствах — 27%. При этом число оптимистов превысило число ожидающих ухудшения экономической ситуации в добывающих производствах на 15 п.п., в обрабатывающих — на 20 п.п.

Средний уровень загрузки производственных мощностей, по оценке опрошенных руководителей, в августе 2014 г. составил 60%. 92% респондентов считают, что их производственные мощности обеспечат удовлетворение ожидаемого в ближайшие шесть месяцев спроса на продукцию, из них 11% указывают на избыточность имеющихся мощностей.

Среди факторов, сдерживающих, по мнению руководителей, рост производства, в обрабатывающих производствах преобладает недостаточный спрос на продукцию предприятий на внут­реннем рынке, в добыче полезных ископаемых — высокий уровень налогообложения, в который уже раз сообщает Росстат.

Подтвердят ли усилившийся пессимизм руководителей промпредприятий производственные показатели за август, узнаем в середине сентября.

Изредка мы напоминаем читателям, какова методология Росстата расчета индекса предпринимательской уверенности (см. комментарий).

Индекс предпринимательской уверенности в обрабатывающих производствах по России и отдельным странам1, %

Страна

12.2013

07.2014

Россия2

–3,8

–4,9

Австрия

–3,6

–8,6

Бельгия

–6,3

–7,5

Великобритания

8,8

7,4

Венгрия

5,6

0,7

Германия

1,0

–0,3

Греция

–10,6

1,5

Дания

4,8

–9,9

Испания

–8,8

–5,7

Италия

–5,7

–4,1

Люксембург

–31,1

–27,9

Нидерланды

–3,5

–1,0

Польша

–15,0

–11,5

Португалия

–7,4

–7,5

Словакия

–0,8

5,3

Финляндия

–6,1

–8,8

Франция

–7,2

–10,2

Чехия

1,2

1,9

Швеция

–1,4

–0,8

1 По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (­кроме России) с учетом сезонной ­корректировки.

2 Оценки данных с исключением сезонного фактора осуществлены с помощью программы «DEMETRA 2.2». При поступлении новых данных статис­тических наблюдений динамика может быть уточнена. За ­август 2014 г. индекс предпринимательской уверенности составил –5,6%.

ИСТОЧНИК: Росстат

к сведению

Методологический комментарий

Цель конъюнктурных обследований — оперативное получение и анализ качественной информации о состоянии и динамике показателей деловой активности организаций в изучаемом секторе экономики.

Программа обследований базируется на международной практике изучения уровня и тенденций предпринимательской активнос­ти, разработана с учетом мировой практики проведения подобных работ, в частности Европейской гармонизированной системы, и основывается на анкетном опросе руководителей организаций о сложившихся в анализируемом периоде состоянии и изменениях экономической деятельности возглавляемых ими структур, а также их ожиданиях на ближайшие три месяца.

Вопросы в анкетах, связанные с оценкой текущего положения в организациях, основываются на сопоставлении фактических результатов с «достаточным» уровнем: «более чем достаточный» уровень, соответствует «достаточному»1 уровню, «недостаточный» уровень. При оценке изменения показателей деловой активнос­ти организаций во времени используется следующая градация: «увеличение» («улучшение», «повышение»), «без изменений», «уменьшение» («ухудшение», «снижение»).

Результаты обследований обобщаются в виде простых и композитных индикаторов деловой активности организаций.

В качестве простых индикаторов используются балансы оценок показателей (в процентах), определяемые разностью долей респондентов, отметивших «увеличение» и «уменьшение» показателя по сравнению с предыдущим периодом, а также разностью долей рес­пондентов, оценивших уровень показателя как «более чем достаточный» и «недостаточный» в обследуемом периоде. Результаты последовательных обследований обычно представляются в виде временных рядов балансов оценок показателей, характери­зующих деловой климат.

Балансы оценок являются обобщенным выражением мнений рес­пондентов об уровне и динамике показателей деловой активности.

На основе балансов оценок показателей рассчитывается индекс предпринимательской увереннос­ти (в процентах), характеризующий обобщенное состояние предпринимательского поведения в изучаемом секторе экономики.

В добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды индекс предпринимательской уверенности рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок фактичес­ки сложившихся уровней спроса (портфеля заказов), запасов готовой продукции (с обратным знаком), а также ожидаемого в ближайшие три месяца изменения выпуска продукции.

Полученная в результате обобщения оценок руководителей организаций информация может быть использована наряду со статистическими данными для оперативного анализа состояния экономики, сложившихся микро­экономических тенденций и оценки возможной краткосрочной перспективы развития организаций, а также для выявления влияния важнейших факторов на деловую активность.