Распоряжением Правительства РФ получил путевку в жизнь основной документ государственно-стратегического планирования, определяющий развитие всего транспортного комплекса, — Транспортная стратегия страны. Нередко непосредственные разработчики столь масштабных проектов остаются в тени. На этот раз наш корреспондент беседует с одним из главных составителей Стратегии, директором ФГУП «Научный центр по комплексным транспортным проблемам Министерства транспорта Российской Федерации», д.т.н. Олегом Евсеевым.
«ЭЖ»: До 2008 г. отрасль как-то обходилась без масштабного документа о стратегии и как-то развивалась…
Олег Евсеев: Вот именно, как-то! Стратегия направлена на преодоление проблем, которые накопились в транспортном комплексе. В частности, по густоте транспортной сети Россия уступает многим развитым и развивающимся странам. У нас очень низкая мобильность населения. Мы далеко не лидеры по коэффициенту гуманитарности транспортной системы (отношение пассажирооборота к грузообороту). Средняя коммерческая скорость товародвижения значительно ниже, чем в развитых странах. Недостаточно у нас реализован и транзитный потенциал. Сохраняется низкий уровень безопасности на транспорте. Высокий уровень негативного воздействия транспорта на окружающую среду. Стратегия крайне важна, чтобы не действовать вслепую, на ощупь. Она важна не только для отрасли, но и государства в целом. Из подобных отраслевых разработок складывается программа развития экономики и промышленности страны.
«ЭЖ»: Вы подготовили уже новый вариант Стратегии?
О.Е.: Необходимость подготовки новой редакции Стратегии обусловлена уточнением задач и условий развития национальной транспортной системы в соответствии с актуальными социально-экономическими и социально-политическими сценариями развития России. В 2012 г. было принято решение об актуализации Транспортной стратегии. Головным исполнителем работы стал наш ФГУП, который разрабатывал и предыдущую версию Стратегии, принятую в 2008 г. Для формирования и обсуждения проекта обновленной Стратегии была создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли эксперты по всем видам транспорта и транспортной деятельности, представители научно-исследовательских и проектных организаций отрасли, транспортных союзов, общественных организаций, транспортных ассоциаций, члены Госдумы. После подготовки проекта обновленного варианта Стратегии и его согласования с органами исполнительной власти он был рассмотрен и одобрен на заседании правительства в августе 2013 г. Одновременно было дано распоряжение привести оценки ресурсного обеспечения Стратегии в соответствие с проектом закона о федеральном бюджете.
Разработка обновленной Стратегии основана на диагностике проблем развития транспортной системы, прогнозе роста спроса на грузовые и пассажирские перевозки в соответствии с текущей ситуацией и сценариями социально-экономического развития страны, анализе ожиданий населения и бизнеса в отношении развития транспорта, оценке роли российской транспортной системы в мировом сообществе, прогнозе последствий вхождения в ВТО и создания Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России, а также определении перспектив и возможностей инновационного развития транспортного комплекса, результатах анализа использования механизмов ГЧП в реализации крупных инфраструктурных проектов. Достижимость целей оценена в зависимости от объемов доступного ресурсного обеспечения по сценариям развития. Для каждого сценария рассчитаны целевые индикаторы по периодам реализации Стратегии.
«ЭЖ»: Насколько разнятся сценарии?
О.Е.: Ряд принципиальных характеристик являются общими для обоих вариантов. И в том (консервативном — энерго-сырьевом) и в другом (инновационном) сценариях транспорт будет развиваться опережающими темпами, он должен выступать активным фактором экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики. При любом сценарном варианте транспорт призван удовлетворить спрос на грузовые перевозки, обусловленный динамикой развития основных грузообразующих отраслей экономики и перспективной структурой распределения продукции между экспортом и внутренним спросом. Необходимо предотвратить угрозы сверхнормативного износа и деградации объектов транспортной инфраструктуры. Развитие транспортно-логистических услуг и повышение уровня информатизации транспортного комплекса должно соответствовать условиям открытости национального транспортного рынка, диктуемым членством России в ВТО и развитием Единого экономического пространства. Повышение конкурентоспособности российских транспортных предприятий и систем должно быть связано с развитием высокоэффективных транспортных технологий с акцентом на создание новых высокопроизводительных рабочих мест на транспорте.
Поддержание стабильного функционирования крупнейших городов и городских агломераций потребует опережающего — по отношению к росту парка частных автомобилей — развития систем массового общественного транспорта. К 2030 г. мобильность населения должна достичь 15 500 пасс.-км на душу населения, что позволит приблизиться к показателям развитых стран.
Консервативный сценарий предполагает перечень приоритетных направлений развития, ориентированных на решение первоочередных проблем в условиях жестких бюджетных ограничений. Инновационный сценарий предполагает ускоренное, сбалансированное развитие транспортного комплекса страны.
«ЭЖ»: Выбор сценария зависит от состояния бюджета?
О.Е.: Инновационный сценарий характеризуется значительным повышением расходов на развитие транспортной инфраструктуры по сравнению с энерго-сырьевым сценарием — до 27%. Это потребует более сложной модели управления развитием транспорта как для государства, так и для бизнеса. Новая модель управления должна обеспечить инвестирование в высокотехнологичные проекты с параметрами, далеко выходящими за сложившиеся на рынке среднесрочные пределы окупаемости. Потребуются жесткие государственные гарантии, опережающее государственное финансирование проектов, эффективные механизмы координации усилий государства и бизнеса, более широкое применение механизмов государственно-частного партнерства, а также привлечение конкурентоспособных по мировым критериям профессиональных кадров как на уровне корпораций, так и на уровне государственного управления. Реализация инновационного сценария позволит преодолеть инфраструктурные ограничения экономического роста, обеспечить сбалансированное развитие транспортной системы страны и удовлетворить возрастающий спрос на транспортные услуги, повысить их доступность, качество и безопасность при одновременном ограничении негативного воздействия транспорта на окружающую среду. В соответствии с долгосрочными приоритетами транспортной политики развитие транспортной системы в инновационном варианте станет стимулом инновационного развития страны, модернизации экономики и общественных отношений. В связи с этим сопоставление сценарных вариантов приводит к выводу, что инновационный вариант должен выступать в качестве целевого для долгосрочной государственной транспортной политики.
«ЭЖ»: Какими видятся окончательные отраслевые цели?
О.Е.: Главная задача — обеспечить сбалансированность развития видов транспорта и устранить критические узкие места транспортной сети. Показатель сбалансированности будет оцениваться через достижение целевых индикаторов снижения доли протяженности участков сети, обслуживающих движение в режиме перегрузки, на всех видах транспорта. Это предусматривает, с одной стороны, реконструкцию участков транспортной сети и развитие транспортных узлов для увеличения резервов пропускной способности, а с другой стороны, создание новых транспортных связей. Новой инициативой в этом направлении является совершенствование топологии транспортной сети — повышение ее связности и переход в перспективе к сетевой структуре с большим количеством альтернативных связей, обладающей необходимыми резервами пропускной способности. Обеспечение устойчивости функционирования транспортной системы тесно связано с разделением инфраструктуры грузовых и пассажирских перевозок. Этот принцип вводится в качестве новой инициативы как на федеральном, так и на региональном, а также на муниципальном уровнях. Предусматривается стратификация транспортной сети — разделение движения по видам и скоростным параметрам.
Новой задачей является сбалансированное развитие транспортных систем городских агломераций — муниципальной, региональной и федеральной транспортной инфраструктуры, что отсутствовало в предыдущих стратегических документах федерального уровня.
На первом этапе реализации Транспортной стратегии в рамках цели по формированию единого транспортного пространства России предусматриваются строительство и реконструкция основных направлений автомобильных и железнодорожных сообщений, строительство скоростных и высокоскоростных железных дорог, развитие инфраструктуры морских и речных портов, внутренних водных путей, аэропортов и аэронавигационной системы, ликвидация наиболее существенных разрывов и узких мест транспортной сети, в том числе в азиатской части России. Будет обеспечено развитие транспортных подходов к пограничным пунктам пропуска и крупным транспортным узлам, их комплексное развитие на основных направлениях перевозок, созданы инфраструктурные условия для развития потенциальных точек экономического роста, включая комплексное освоение новых территорий и разработку месторождений полезных ископаемых, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке.
На последующем этапе в рамках данной цели будет обеспечен переход к формированию единого транспортного пространства страны. Пропускная способность и скоростные параметры транспортной инфраструктуры будут подняты до уровня лучших мировых достижений, увеличена доля высокоскоростных путей сообщения. В ходе развития транспортной системы будут освоены инновационные технологии строительства, реконструкции и содержания инфраструктуры. До 2030 г. будет построено более 3500 км новых железнодорожных линий общего пользования, построено и реконструировано 62 000 км участков федеральных автодорог и почти 164 000 км — региональных дорог, мощность морских портов возрастет более чем в два раза, будет реконструировано 173 взлетно-посадочные полосы в аэропортах.
«ЭЖ»: А что с неспешностью в области доставки грузов?
О.Е.: В ходе реализации предусмотренных мер средняя коммерческая скорость доставки товаров железнодорожным транспортом должна возрасти на 25%, автомобильным транспортом — в два раза, внутренним водным — на 58%. Средняя коммерческая скорость доставки контейнеров увеличится до 800 км в сутки.
До 2030 г. будет введено в эксплуатацию более 6900 км скоростных железнодорожных линий, предусматривается строительство более 4200 км высокоскоростных линий.
Предусматривается расширение радиуса эффективной агломерационной транспортной доступности вокруг крупных городов. Среднесуточная маятниковая миграция населения здесь будет уменьшена на 5—6%. Приоритет будет отдан развитию общественного транспорта, преимущественно рельсового.