Все больше и больше документооборот между органами власти и частными лицами упрощается за счет внедрения информационных технологий. Так, на днях вступили в силу изменения, позволяющие предпринимателям подавать заявления и иные сведения в государственные органы в форме электронного документа в новых видах правоотношений.
Одной из основных задач до 2020 г. в постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Информационное общество (2011—2020 годы)“» названо обеспечение полного перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Для исполнения этой задачи принято постановление Правительства РФ от 15.08.2014 № 816, отменившее ограничения на использование электронных документов при взаимодействии предпринимателей и органов государственной власти в некоторых сферах. Документ вступил в силу 29 августа 2014 г.
Изменения затрагивают различные отрасли, но несмотря на это, порядок взаимоотношений с государственными органами и органами местного самоуправления действует единый для всех случаев. В способах подачи того или иного заявления, иных сведений в форме электронного документа можно выделить следующие существенные требования:
■ электронный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью, имеющей сертификат ключа проверки, выданный в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», а также постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 № 852;
■ электронный документ подается в государственный орган через портал www.gosuslugi.ru, официальный сайт соответствующего органа власти или иным способом в соответствии с законодательством РФ, подтверждающим факт направления такого документа;
■ ответ на направленный электронный документ может быть получен либо в электронной форме, либо на бумажном носителе.
С 29 августа организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, подавать документы на регистрацию таких объектов можно как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа. Также появилась возможность подавать в электронной форме заявление о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, как и получение свидетельства об их регистрации.
Упростится документооборот и в сфере валютного контроля. В новой редакции правил предоставления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков (утв. постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 № 98), предусмотрено, что запрос о предоставлении таких документов и информации может подаваться агентом валютного контроля резиденту или нерезиденту (его представителю) в форме электронного документа. Направление запрашиваемых документов или информации агентам валютного контроля также может осуществляться в электронной форме.
Заключение о независимой оценке пожарного риска, а также протокол согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов тоже могут быть оформлены в виде электронного документа.
Сняты ограничения на подачу в электронной форме заявления об установлении льготного размера арендной платы от лиц, владеющих на праве аренды находящимися в федеральной собственности объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов России, вложивших свои средства в работы по их сохранению и обеспечивших выполнение этих работ.
Поскольку взаимодействие предпринимателей с государственными органами посредством направления документов и заявлений в бумажной форме требует значительных затрат времени, что влечет неблагоприятные последствия в виде возможного простоя производства, финансовых потерь и т.д., возможность обращения в госорганы в электронной форме, предоставленная новыми изменениями, должна пользоваться повышенным спросом.
Напомним, что широкий перечень государственных услуг уже длительное время предоставляется в электронной форме. Так, в настоящее время в электронной форме осуществляется предоставление сведений из ЕГРП, ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, ст. 7 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ). Есть и возможность подачи документов для получения лицензии для осуществления отдельных видов деятельности в электронной форме (распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р).