Росалкогольрегулирование в попытках снижения потребления алкоголя населением предлагает ограничить точки продажи алкогольной продукции свыше 28% крепости, увеличить перечень территорий, где продажа алкоголя запрещена вовсе, а также выдавать отдельные лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в зависимости от ее крепости.
Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка подготовлен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции“ в части разделения лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции до 28% и свыше 28% крепости, и ограничения мест и условий розничной продажи алкогольной продукции свыше 28% крепости».
В частности, предлагается отдельно выдавать лицензии на розничную продажу, в том числе при оказании услуг общественного питания, алкогольной продукции крепостью до 28% включительно и свыше 28%. В настоящее время размер государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции составляет 40 000 руб. за каждый год срока действия лицензии (подп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Таким образом, организациям, торгующим по одной лицензии всеми видами алкоголя, придется либо получать две лицензии и оплачивать две пошлины, либо выбирать, насколько крепким алкоголем торговать — до 28% или выше.
В то же время указанные лицензии будут подтверждать как право на закупку алкоголя по договору поставки (кроме ввоза на территорию РФ), так и на хранение приобретенной алкогольной продукции, ее реализацию по договору розничной купли-продажи или при оказании услуг общественного питания по договору, содержащему существенные условия договора розничной купли-продажи, что окончательно снимет вопрос об избыточном лицензировании при розничной продаже алкоголя.
Действующее законодательство, как федеральное (Федеральный закон от 22.11.95 № 171-ФЗ), так и региональное, устанавливает лишь обязанность получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции как на определенный вид деятельности, при этом выдача такой лицензии лицензирующими органами — органами исполнительной власти не зависит от крепости реализуемого алкоголя.
Законопроектом предусматривается, что получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции свыше 28% от объема готовой продукции будет возможно только теми юридическими лицами (за исключениями организаций общественного питания), чей размер оплаченного уставного капитала (уставного фонда) более, чем 1,5 млн руб., при существующих требованиях к минимальному размеру уставного капитала для получения лицензии на розничную продажу алкоголя не более 1 млн руб. Конкретный размер минимального уставного капитала (фонда) смогут устанавливать органы власти субъекта РФ.
Напомним, что розничная продажа юридическим лицом алкогольной продукции без получения необходимой лицензии может повлечь привлечение к административной ответственности. В этом случае штраф составит от 200 000 до 300 000 руб., также возможна конфискация продукции, оборудования, сырья, транспортных средств и иных предметов, использованных для оборота алкоголя (ч. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 47, п. 3 ст. 14.17 КоАП РФ).
Росалькогольрегулирование также предлагает внести дополнения в перечень территорий, на которых запрещена продажа крепкого алкоголя, установленный п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ. В дополнение к уже закрытым для продажи алкоголя территориям, например, прилегающим к образовательным учреждениям, объектам спорта, вокзалам и другим, предполагается запретить продажу алкогольной продукции на территориях, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами и пляжами.
Публичное обсуждение законопроекта проходит до 4 октября 2014 г. на портале www.regulation.gov.ru, свои замечания к проекту желающие могут направить по адресу chernova-aa@fsrar.ru.