В условиях введения экономических санкций в отношении России и ответного ограничения импорта зарубежных товаров возникла необходимость тщательного контроля за ростом цен на продовольственные товары на внутреннем рынке. Решить эту проблему административно-командным методом предлагают депутаты, внесшие в Госдуму законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Документ предусматривает, в частности, ограничение максимально возможного размера торговых наценок на продовольствие.
Проект федерального закона № 594724-6 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ“» (далее — законопроект) внесен в Госдуму 28 августа и предусматривает расширение предмета регулирования указанного закона. Сейчас к сфере его применения относятся только отношения между органами власти и хозяйствующими субъектами или только между хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности. Законопроектом предлагается трактовать предмет шире, включив в него отношения, связанные с установлением предельных значений торговых наценок на продовольственные товары при их производстве, переработке и реализации. Кроме того, понятийный аппарат Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ пополнится двумя понятиями: продовольственные товары и продовольственные товары первой необходимости. Причем перечень последних в законопроекте приведен закрытый.
По мнению разработчиков законопроекта, существующие меры по замораживанию цен неэффективны, а отсутствие контроля со стороны государства на продовольственном рынке приводит к резким скачкам цен и сговору торговых сетей.
Законопроект предусматривает предоставление Правительству РФ полномочий по установлению предельных размеров торговых наценок на отдельные виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия, включая товары первой необходимости, для организаций, осуществляющих торговую деятельность (кроме сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляющих торгово-закупочную деятельность, и организаций потребительской кооперации), а также предельных размеров удельного веса импортной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, допустимых в ассортименте реализуемых ретейлерами товаров.
Торговые наценки — это надбавки к себестоимости или к оптовой и розничной цене товара, необходимые для покрытия издержек и получения средней прибыли производителями или предприятиями торговли. Согласно законопроекту, такие надбавки не должны будут превышать:
■ 45% от себестоимости производства первичного сырья (зерно, молоко, овощи и т.д.) — для производителей;
■ 15% от отпускной цены производителя сырья — для переработчиков;
■ 10% от отпускной цены производителя продовольственных товаров — для предприятий оптовой торговли;
■ 15% от отпускной цены производителя продовольственных товаров или оптовой цены — для организаций розничной торговли или общественного питания.
Однако разработчики законопроекта забыли о том, что в в цепочку между производителями и магазинами можно встроить многочисленную гвардию посредников (в том числе «дочек»). Это позволяет обойти предлагаемые ограничения.
Тем не менее, сейчас такие наценки устанавливаются произвольно и только в организациях розничной торговли могут составлять 100% от закупочной стоимости, и при должной доработке проекта, он поможет в «укрощении» наценок.
Органы власти субъектов РФ с учетом местной специфики могут получить полномочия расширять перечень продовольственных товаров, на которые устанавливаются предельные значения торговых наценок, а также их уровень, но не выше устанавливаемого Правительством РФ.
Исходя из пояснительной записки к законопроекту, можно сделать вывод, что, помимо установления мер по ограничению роста цен, его целью является защита и поддержание первичных производителей сельхозпродукции (фермеров). На это, кроме достаточно большого по сравнению с остальными предельного значения надбавки, также указывает предложение об установлении для организаций, ведущих торговую деятельность, фиксированных пеней в размере 1% за каждый день просрочки оплаты сельскохозяйственной продукции и продовольствия, переданных им для последующей продажи.
Заметим, что уже сейчас Федеральная антимонопольная служба России во исполнение поручения Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева проводит сбор информации с целью мониторинга ценовой ситуации на российском рынке. Полученные сведения будут использованы при подготовке ежемесячного отчета, направленного на выявление и пресечение спекулятивного роста цен. При этом физическое или юридическое лицо может пожаловаться на сайте ФАС (http://fas.gov.ru/overpricing/) на завышение розничных и оптовых цен на продовольствие, а также оптовых цен на рыбу, сельскохозяйственную продукцию и сырье.