При сохранении нынешнего тренда стоимость импорта по итогам года, по мнению ученых ВШЭ, может составить порядка 327 млрд долл. Однако оценки МЭР из-за санкций куда более пессимистичны — всего 317 млрд долл. Но проблема заключается не только в снижении объемов импорта, меняется его структура за счет сокращения поставок машиностроительной продукции.
Первый пакет западных санкций был введен в действие еще в марте, после вхождения Крыма в состав России. Но тогда санкции носили, персонифицированный характер и не затрагивали ни внешнюю торговлю, ни российскую экономику в целом.
Последующее усиление санкций было связано с обострением ситуации в апреле на востоке Украины. Тогда санкции стали затрагивать отдельные российские компании и банки. Затем, после катастрофы Boeing 777 в июле, последовал очередной набор санкций на этот раз секторального характера, который уже может ограничить внешнеторговую деятельность.
Динамика импорта в этот период выглядела следующим образом. В апреле — мае импортные поставки, по всей видимости, реагировали на слабый внутренний спрос, в том числе за счет девальвации рубля. С устраненной сезонностью стоимость импорта, после локального максимума в марте, стала медленно снижаться (на 0,3—3,0% в месяц в зависимости от метода сглаживания и выбора временного периода). Затем снижение сменилось ростом в июне — июле в пределах 0,7—2,7%. Все эти колебания укладываются в рамки динамики импорта в предыдущие месяцы.
Однако в дальнейшем тенденция роста импорта, по мнению ученых ВШЭ, вряд ли найдет свое продолжение. Помимо сохраняющегося слабого внутреннего спроса, можно ожидать усиление давления на Россию с более широким применением секторальных и торговых санкций (в том числе и ответных санкций со стороны России).
Стоимость продуктового эмбарго со стороны России можно достаточно точно рассчитать (в самом грубом приближении это менее 10 млрд долл.). Однако значительная часть продукции будет замещена импортом из других стран, не попавших в санкционный список, и, скорее всего, по более высокой цене. В результате стоимость продовольственного импорта (это чуть более 14% всего импорта за 1-е полугодие 2014 г.) вряд ли сильно изменится.
Основная же проблема российского импорта, по оценке аналитика ЦР Сергея Пухова, связана с продукцией машиностроения, удельный вес которой составляет более 48%.
За последние 12 месяцев только продукции авиационной и судостроительной отраслей из стран дальнего зарубежья было ввезено на сумму более 10 млрд долл., а механического оборудования и электрооборудования — в восемь раз больше. Сколько из этого импорта попадает под разряд продукции двойного назначения, сейчас определить очень трудно. Вполне возможно, что из-за опасений санкций со стороны национальных надзорных органов зарубежные партнеры могут значительно ограничить импорт машиностроительной продукции.
При сохранении текущих тенденций (то есть без учета секторальных и торговых санкций) по итогам года стоимость импорта, по словам ученого, может составить около 327 млрд долл. Оценки МЭР существенно меньше — всего 317 млрд долл., скорее всего, из-за санкций. Иными словами «цена» санкций против России в части импорта — около 10 млрд долл. за пять месяцев, или 24 млрд долл. в годовом выражении.
В условиях снижающегося экспорта санкции позитивно повлияют на платежный баланс, способствуя сохранению профицита текущего счета до конца года (+5 млрд долл. в случае оценки импорта Минэкономразвития). Конкурентоспособность российской экономики от этого вряд ли выиграет.