Типологический метод за счет комбинирования различных факторов позволяет осуществлять индивидуальную настройку условий в регионе под становление территорий опережающего развития, считает автор представленной статьи.
Важным является вопрос о факторах, способствующих достижению главного критерия успешной работы ТОР — экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.
В настоящее время в этом вопросе существует широкий диапазон мнений: в качестве основных факторов создания ТОР выделяются современная инфраструктура и высококвалифицированные кадры, налоговые и таможенные преференции, привлечение различного рода инвестиций, стимулирование внутреннего спроса, выход на внешние рынки. Само наличие этих факторов является необходимым, но недостаточным условием становления ТОР в России. Первостепенной задачей для регионов на старте создания ТОР является индивидуальная настройка или комбинирование различных факторов под реализацию конкретных проектов в рамках ТОР.
Для выделения различных типов ТОР наиболее рационально использовать комбинирование факторов рынка и факторов производства на основе движения различного рода ресурсов: общих, специфических и интерспецифических. Общие — это ресурсы, ценность которых не зависит от их наличия в данной ТОР: внутри и вовне эти ресурсы оцениваются одинаково. Специфические ресурсы — те, ценность которых внутри ТОР выше, чем вовне. Интерспецифические ресурсы — уникальные, их максимальная ценность достигается только при использовании в данной ТОР.
Типы ТОР — результат комбинации факторов рынка и факторов производства
Ведущим типологическим различением для ТОР является то, с каким видом ресурсов (общим, специфическим, интерспецифическим) имеют дело при производстве фирмы, входящие в ТОР, и какие из этих видов ресурсов являются ведущими в повторяющихся экономических обменах рынка.
Использование ресурсов общего вида идентифицирует фирму как традиционную, специфического вида — как модернизированную, интерспецифического — как инновационную. Рынок, основанный на экономическом обмене общими видами ресурсов, характеризуется как традиционный, на экономическом обмене специфическими ресурсами — как модернизированный, на экономическом обмене интерспецифическими ресурсами — как инновационный.
Предназначение ТОР состоит в том, чтобы синхронизировать (сбалансировать) действие рыночных и производственных факторов. В этом своем предназначении все многообразие ТОР задается табличным образом (см. таблицу).
Первый тип ТОР — оптимизирующий, ориентированный на создание импортозамещающих технологий и предложение более низких цен на производство уже освоенной потребителем продукции.
Второй тип ТОР — модернизирующий, ориентированный на создание и на основе новых физических принципов не существующих в настоящий момент производств. Основное преимущество данного типа ТОР в том, что его не надо вписывать в существующие нормы организации производства, он формируется в свободном пространстве.
Третий тип ТОР — программирующий, ориентированный на становление нового целостного технологического уклада. Основное преимущество данного типа ТОР состоит в возможности реальной диверсификации экономики региона.
Стратегия формирования ТОР на региональном уровне должна содержать в себе процессную, средовую, объектную и проектную составляющие
Стратегию формирования ТОР наиболее целесообразно представить в системном виде. Системное представление ТОР включает в себя четыре аспекта: ТОР как процесс, как среда, как объект, как проект.
ТОР как процесс характеризуется цикличностью, повторяемостью тех или иных ситуаций в течение времени. Цикличность может быть выражена как в виде долгосрочных циклов (циклы Кондратьева), так и в виде краткосрочных циклов. Использование процессуального плана ТОР позволяет при разработке стратегии использовать понятие горизонта.
ТОР как среда характеризуется нормативностью, задающей тот или иной тип экономических отношений. Использование средового плана ТОР позволяет при разработке стратегии использовать понятие института.
ТОР как объект характеризуется локализацией в определенном месте производственной деятельности. Использование объектного плана ТОР позволяет при разработке стратегии использовать понятие экономико-географической границы.
ТОР как проект характеризуется искусственно-техническим отношением к изменению состояний тех или иных экономических систем. Использование проектного плана ТОР позволяет при разработке стратегии использовать понятие культурно-исторической обусловленности.
Собственно разработка стратегии формирования ТОР состоит в том, чтобы гармонизировать все четыре плана ее существования (процессного, средового, объектного и проектного). Для этого необходимо выделить идеальные формы (по М. Веберу) существования этих планов и ориентироваться на них при создании стратегии.
Ключевой экономической функцией объектной стратегии ТОР является организация деятельности разнородных предприятий — участников ТОР, собирание их в единое целое в интересах каждого из этих предприятий и ТОР в целом. На этапе стабильного функционирования ТОР ведущую роль играет объектная стратегия. Эта стратегия формируется на базе объектных стратегий каждого из участников, что предполагает высокий уровень их менеджмента, а также высокую степень взаимного доверия участников, готовность к раскрытию стратегической информации. Кроме того, создание такой стратегии невозможно без готовности участников к достижению договорного компромисса. Наконец, принятие согласованной объектной стратегии ТОР предполагает ориентацию на ее соблюдение в условиях мягкого управления ТОР.
Для разработки процессной стратегии необходимо сначала инвентаризировать устойчивые бизнес-процессы, создав своеобразную карту бизнес-процессов. На эту карту на фоне «естественного ландшафта», образованного объектной структурой ТОР, наносятся бизнес-процессы, их взаимосвязи, пересечения, начальные и конечные точки.
Ключевой экономической функцией проектной стратегии ТОР является инновационная трансформация всех видов деятельности. На этапе создания ТОР проектная стратегия играет ведущую роль. Вовлечение участников в состав ТОР облегчается, если существует достаточно крупный проект, носящий, с одной стороны, стратегический характер для дальнейшего функционирования ТОР, с другой — предполагающий участие организаций — потенциальных участников в обеспечении ресурсами данного проекта и в получении выгод от его реализации. Вместе с тем данный проект должен быть дополнен проектами меньшего масштаба, которые удовлетворяют тем же условиям, что и основной, но заканчиваются позже основного.
Ключевой экономической функцией средовой стратегии ТОР является контрактация, обмен между различными компонентами и подсистемами экономики, создание условий для трансакций.
Комплексная стратегия развития ТОР должна формироваться как интеграл четырех типов стратегий:
- стратегических планов входящих в ТОР предприятий с учетом их всесторонних взаимосвязей (объектная стратегия);
- стратегических планов развития и взаимосвязей процессов (процессная стратегия);
- стратегического описания проектов (целевых программ), реализуемых участниками (проектная стратегия);
- стратегических планов функционирования и развития сообществ, сформированных из лиц, имеющих отношение к организациям кластера (средовая стратегия кластера).
Предложенная методология стратегического планирования обеспечивает устойчивое развитие ТОР во времени.
В целом, для реализации стратегии регионального развития на основе ТОР в РФ необходимо работы по их типологизации совместить с практико-ориентированными исследованиями. Возможные направления исследований и разработок:
1) механизмы обеспечения роста неценовой конкурентоспособности региональных предприятий внутри ТОР;
2) механизмы увеличения количества малых и средних предприятий внутри ТОР с инновационной составляющей деятельности;
3) механизмы повышения эффективности системы подготовки кадров для деятельности ТОР;
4) механизмы прямых отечественных и иностранных инвестиций в развитие ТОР;
5) механизмы социально-экономического развития муниципальных образований, на которых базируются ТОР.
Принципиальные типы ТОР
|
Р |
Р* |
Р** |
П |
ТОР |
|
|
П* |
|
ТОР* |
|
П** |
|
|
ТОР** |
Пояснение: Р, Р*, Р ** — три типа рынков: традиционный, модернизированный, инновационный; П; П*; П** — три типа производств: традиционные, модернизированные, инновационные.