Законодательное собрание Амурской области предлагает сократить срок освоения земельных участков сельхозназначения и срок, после которого такие участки будут изыматься у собственников, если они не используются. Эти изменения могут коснуться и лиц, владеющих участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Проект № 598620-6 федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“» предполагает изменение сроков неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо строительства, по истечении которых такой участок может быть изъят у правообладателя. Изымать земельные участки сельхозназначения у собственников и лишать права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения таким земельным участком разработчики документа предлагают по истечении двухлетнего простоя.
Действующее законодательство устанавливает общий срок в три года, по истечении которого неиспользуемые земельные участки вне зависимости от того, предоставлены они для целей сельхозпроизводства или для строительства, могут изыматься у их правообладателей (ст. 284 ГК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 45 ЗК РФ). Если проект примут, трехлетний срок сохранится лишь для второй категории участков (предоставленных под строительство).
Сейчас в три года не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование (ст. 284 ГК РФ, п. 4, 5 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», далее — Закон № 101-ФЗ). В случае принятия поправок в новый двухлетний срок будет включаться и время, необходимое для освоения такого земельного участка.
Как отмечают авторы законопроекта в пояснительной записке, поправки вносятся для сокращения процедуры изъятия неиспользуемых земельных участков. На практике такое изъятие почти не производится, в основном из-за необходимости суммировать сроки: три года неиспользования и два года освоения земельного участка. Это легально удлиняет простой земли и усложняет процессуальную сторону вопроса.
Действительно, суды указывают, что исходя из системного толкования положений п. 4 и 5 ст. 6 Закона № 101-ФЗ срок неиспользования земельного участка может увеличиваться до пяти лет при наличии доказательств того, что участок не мог быть использован по назначению в связи с его освоением (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 по делу № А62-6270/2013). Однако учитывается момент, когда право на данный земельный участок возникло. Если оно возникло, например, в 2005 г., то ни о каком суммировании сроков в связи с освоением земельного участка при обращении в суд в текущем 2014 г. уже речи идти не может. С учетом того, что многие неиспользуемые земли были предоставлены в пользование или в собственность десять и более лет назад, сложностей по изъятию таких участков быть не должно.
Рассмотрев судебную практику, можно предположить, что сложности государственных органов и органов местного самоуправления по изъятию земельных участков заключаются в ином.
Принудительное прекращение права собственности осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа (ст. 8.8 КоАП РФ), о чем говорится в п. 6 ст. 6 Закона № 101-ФЗ (Определение СК по гражданским делам Владимирского областного суда Владимирской области от 11.12.2013 по делу № 33-4168/2013). Следовательно, государственному или муниципальному органу до обращения в суд с требованием об изъятии земельного участка по указанным выше основаниям необходимо провести проверку использования земельного участка, вынести предписание об устранении выявленных нарушений и привлечь виновное лицо к административной ответственности. И только в случае неустранения нарушений, с учетом трехлетнего срока неиспользования по целевому назначению, земельный участок может быть изъят.
Также сложность вызывает доказывание продолжительности и непрерывности срока неиспользования земли в течение трех лет подряд. В данных спорах весомым доказательством может являться наличие актов обследования участка за каждый год трехлетнего срока, предшествующего судебному разбирательству. Однако на практике такая проверка проводится всего один раз, что недостаточно для удовлетворения требования об изъятии земельного участка.
Изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением, — это право, а не обязанность государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии с приведенными выше доводами в настоящее время следует говорить скорее не о невозможности воспользоваться своими правами, а об отказе соответствующих органов от осуществления принадлежащих им прав.
Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 определены признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ. К таким признакам относятся следующие:
■ на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
■ на сенокосах не производится сенокошение;
■ на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;
■ на пастбищах не производится выпас скота;
■ на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
■ залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;
■ залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;
■ закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.
Поскольку освоение земельного участка — это деятельность, направленная на осуществление подготовительных мероприятий к использованию этого земельного участка с целью достижения результатов такого использования (в частности, прокладка дорог и установка ограждения), на данном этапе могут сохраняться и перечисленные признаки, установленные Правительством РФ. Следовательно, правообладателям земельных участков сельскохозяйственного назначения необходимо в двухлетний срок не только успеть освоить такой участок, но и приступить к его использованию по прямому назначению.