ЦБ опубликовал проект Основных направлений денежно-кредитной политики на 2015 г. и период 2016—2017 гг. Аналитики «Сбербанка CIB» разбирают наиболее важные моменты программного документа ЦБ и выделяют некоторые важные моменты в этом документе.
Принципиально новой выглядит информация, что ЦБ не планирует реагировать на инфляционные факторы, которые носят временный и немонетарный характер. Аналитики надеются, что действия регулятора в отношении ставок будут действительно опираться исключительно на предотвращение устойчивых и долгосрочных инфляционных факторов, а реакции на непредвиденные краткосрочные всплески цен не будет. Значит, серьезного ужесточения монетарной политики не возникнет, и охлаждению экономики ЦБ будет препятствовать. К числу временных и немонетарных инфляционных факторов, дает понять регулятор, относятся и западные санкции.
Долгосрочный ориентир по инфляции объявлен в 4% — Банк России планирует достичь его в 2016 г. и поддерживать, для 2015 г. подтвержден индекс потребительских цен в 4,5%.
Не менее важно, что ЦБ четко определяет параметры, которые могут послужить причиной внезапного изменения монетарной политики: устойчивость и продолжительность инфляционных рисков, их воздействие на инфляционные ожидания, а также степень распространения инфляционного давления на широкий круг товаров.
ЦБ разъяснил нынешний сверхплановый рост цен: он вызван ухудшением геополитической ситуации и связанными с ним ослаблением рубля, введением внешнеторговых ограничений (запрет на импорт), неблагоприятной конъюнктурой на рынках отдельных продовольственных товаров.
Валютный курс
ЦБ напоминает, что решение о переходе на плавающий курс — неотъемлемая часть пути к таргетированию инфляции, и заверяет, что завершит переход к концу 2014 г. Прежде ЦБ не объяснял, как именно это произойдет; в новом документе четко сказано: ЦБ прекратит использование интервала допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины (операционного интервала) и откажется от проведения регулярных валютных интервенций, направленных на сглаживание колебаний курса. Проще говоря, ЦБ обещает отказаться от обязательств выходить на валютный рынок. Регулятор оставляет за собой право в случае необходимости, если создается угроза финансовой стабильности (как в марте) совершить валютные интервенции, но они будут носить непредсказуемый и нерегулярный характер.
Ставка и ликвидность
ЦБ еще раз подчеркивает, что его монетарная политика осуществляется исключительно за счет управления ключевой ставкой и посредством ее влияния на стоимость коротких средств на межбанковском рынке. ЦБ таргетирует только короткие ставки, не вмешиваясь в рыночные механизмы и предполагая, что короткие ставки передадут импульс стоимости других инструментов в банковском секторе. Управление лимитами и размерами рефинансирования, заверяет ЦБ, не будет влиять на смягчение или ужесточение политики, а имеет целью только оперативную коррекцию ликвидности в системе. Очевидно, так ЦБ предупреждает, что готов в краткосрочном плане сдерживать или накачивать ликвидность, но только для ликвидации дисбалансов.
Самый удивительный момент во всем документе — признание, что в российской финансовой системе существует структурный дефицит ликвидности, и больше того, он будет сохранятся относительно долгое время. ЦБ даже дает прогноз: в 2015—2017 гг. дефицит ликвидности будет расти на 0,3—0,8 трлн руб. в год, что кажется аналитикам «Сбербанка CIB» более чем реалистичным. ЦБ также предполагает, что потребность в рефинансировании банков будет расти быстрее, чем ценные бумаги в их портфелях. Следовательно, рост краткосрочных ставок более вероятен в ближайшие годы.