Члены Совета Федерации внесли в нижнюю палату парламента три законопроекта, направленных на борьбу с офшорными компаниями. Авторы документов предлагают пользоваться как экономическими (ограничение доступа к банковскому кредитованию), так и более жесткими методами, в частности, путем привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.
Поступивший в Госдуму 8 сентября «антиофшорный» пакет состоит из трех документов:
■ законопроект № 599495-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект № 599495-6);
■ законопроект № 599561-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (об обязательном раскрытии информации об участниках бюджетного процесса)» (далее — законопроект № 599561-6);
■ законопроект № 599584-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (далее — законопроект № 599558-6).
Законопроектом № 599495-6 предусматривается, что финансирование инвестиционных проектов, финансовая поддержка или участие в капитале со стороны а будут доступны только организациям, зарегистрированным в России. Кроме того, ВЭБ сможет выдавать банковские гарантии только российским юридическим лицам.
Одной из целей деятельности Внешэкономбанка является финансирование инвестиционных проектов, направленных на развитие инфраструктуры и реализацию инновационных проектов, и кредитование организаций, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства (ст. 3 Федерального закона от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития»). Ограничений для иностранных лиц при получении такого рода помощи сейчас в законодательстве нет.
Законопроектом № 599561-6 также предлагается исключить возможность предоставления государственных или муниципальных гарантий юридическим лицам, зарегистрированным в иностранных юрисдикциях. Более того, «иностранцы» из офшоров не смогут участвовать и в госзакупках.
Дополнительно планируется ввести норму об обязательном раскрытии информации обо всех получателях средств, направляемых на закупку товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, а также обо всех лицах, получающих бюджетные средства (например, субсидий). В том числе должна будет раскрываться информация о контролирующих лицах организаций — получателей указанных денежных средств.
Законопроектом № 599584-6 в ст. 199 УК РФ предлагается ввести ряд квалифицирующих признаков преступления: уклонение от уплаты налогов с применением офшорных схем, трансфертного ценообразования и фирм-однодневок, с сокрытием или искажением информации в отношении контролируемых иностранных компаний или контролируемых сделок. Эти отягчающие обстоятельства могут повлечь за собой наказание в виде штрафа в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Поправки позволят отчасти решить задачу деофшоризации экономики, однако проблема «бегства капитала» видится скорее в непрозрачности налоговой системы, не всегда оптимальной налоговой нагрузке на компании. Хотя закрытие доступа иностранным компаниям к государственной финансовой помощи и госзакупкам позволит оставить в стране хотя бы государственные средства.