Правительство продолжает подготовку нормативной базы для рынка предоставления персонала, работать на котором вскоре смогут только специализированные агентства и в некоторых случаях — рядовые компании. Соответствующий законопроект размещен на портале www.regulation.gov.ru и до 1 ноября проходит публичное обсуждение. Он будет регулировать правоотношения между предоставляющей персонал компанией и субъектом, на которого этот персонал будет непосредственно трудиться.
Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ и Закон от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) Федеральным законом от 05.05.2014 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 116-ФЗ), с 1 января 2016 г. запрещают заемный труд (см. «ЭЖ», 2014, № 19, с. 07). В соответствии с Законом № 116-ФЗ с 1 января 2016 г. временно предоставлять работников заказчикам смогут частные агентства занятости, аккредитованные в установленном порядке. Все остальные юридические лица не вправе будут оказывать услуги по предоставлению персонала. Исключение сделано только для организаций, временно предоставляющих своих работников:
■ аффилированной организации;
■ юридическому лицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;
■ организации, являющейся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной (ст. 18.1 Закона о занятости в ред. Закона № 116-ФЗ).
Особенности регулирования труда работников, временно направляемых частным агентством занятости трудиться к иному лицу, установлены ст. 341.2 ТК РФ (вступит в силу с 1 января 2016 г.).
А правила предоставления персонала организациями, не являющимися частными агентствами занятости, должны быть установлены специальным законом. Проект такого закона «О регулировании труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)» (далее —законопроект) разработало Минэкономразвития России. В настоящий момент законопроект размещен на портале www.regulation.gov.ru и проходит публичное обсуждение до 1 ноября.
Индивидуальные предпринимателине вправе играть на рынке аутсорсинга
Проект закона вводит понятие договора о предоставлении персонала, которое полностью аналогично определению, приведенному в ст. 18.1 Закона о занятости (в ред. Закона № 116-ФЗ), а также понятия исполнителя и заказчика по такому договору.
Исполнителем признается сторона договора о предоставлении персонала, направляющая временно своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников, для выполнения работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика. Заказчиком является другая сторона договора, в чьих интересах, под управлением и контролем выполняет трудовые функции работник, направленный временно в этих целях работодателем. Как исполнителем, так и заказчиком могут быть только юридические лица.
Организации, применяющие специальные налоговые режимы, лишены права предоставлять персонал и выступать в роли исполнителя по договору.
В целях предоставления персонала законопроект предлагает свое определение аффилированного лица. Таким лицом признается:
■ организация, которая способна оказывать влияние на деятельность исполнителя;
■ лицо, на деятельность которого способен оказывать влияние исполнитель;
■ лицо, на деятельность которого так же, как и на деятельность исполнителя, способно оказывать общее влияние третье лицо.
Как уже было сказано выше, условием предоставления персонала является согласие работников. Однако как именно такое согласие надо будет оформлять, в законопроекте не сказано. Если никаких уточнений по этому поводу в процессе доработки документа не произойдет, то можно будет предположить, что такое согласие может быть получено работодателем как в устной, так и в письменной форме. При этом направляемый работник будет выполнять работу у заказчика, но работодателем останется исполнитель. Трудовые отношения между работником и заказчиком не возникают, а с исполнителем — не прекращаются (ст. 7 законопроекта).
Заказчик персонала будет отвечать субсидиарно по зарплатным долгам
Чтобы направить своего работника к другому работодателю, исполнитель должен будет в первую очередь получить согласие работника, а уже затем заключить с работником дополнительное соглашение к трудовому договору, определяющее условия выполнения работником трудовых функций у заказчика.
Но этим обязанности исполнителя не ограничиваются. Направляя своего работника для работы у заказчика, исполнитель также должен:
■ обеспечить выполнение всех норм трудового законодательства, в том числе по обеспечению безопасных условий и охраны труда и своевременной выплаты заработной платы, в отношении направляемого работника, за исключением случаев, когда соответствующие обязанности были делегированы заказчику в рамках договора о предоставлении труда работников (персонала);
■ обеспечить участие своего представителя в комиссии по расследованию несчастных случаев;
■ отзывать направляемых работников в случае выявления нарушений трудового законодательства заказчиком в отношении направляемого работника, возложенных на нее в соответствии с договором о предоставлении труда работников (персонала).
В законопроекте не проясняется вопрос о возможности делегирования заказчику обязанности по выплате заемному работнику заработной платы. По правилам, установленным новыми нормами ТК РФ и рассматриваемым законопроектом, работодателем в данной ситуации является исполнитель. А значит, именно на него возложена обязанность по выплате заработной платы (ст. 22 ТК РФ). Возможность и правила делегирования обязанности по выплате заработной платы трудовое законодательство не предусматривает. Полагаем, что по этому вопросу Роструд даст соответствующие разъяснения.
Обращаем внимание, что законопроект предполагает возложение на заказчика субсидиарной ответственности за ненадлежащее выполнение исполнителем своих обязательств перед направленным работником, в том числе по обязательствам по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, по уплате денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику.
По правилам, установленным п. 1 ст. 399 ГК РФ, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Получается, что если исполнитель-работодатель не выплатит работнику вовремя заработную плату, работник вправе предъявить такие требования к заказчику. Учитывая тот факт, что работник вправе предъявить к заказчику требования не только по заработной плате, но и другим выплатам, на наш взгляд, в законе недостаточно четко разграничена ответственность заказчика и исполнителя.
Исполнитель сможет делегировать заказчику свои права и обязанности
В договоре о предоставлении персонала исполнитель сможет делегировать заказчику ряд принадлежащих ему прав и обязанностей работодателя, в частности, право требовать исполнения направляемым работником трудовых обязанностей, а также соблюдения правил внутреннего трудового распорядка (ст. 7 законопроекта). Отметим, что в нынешних условиях у заказчика нет правовых оснований такого воздействия на работника, поскольку работодателем по отношению к этому работнику он не является.
Заказчик также получит право:
■ оценивать квалификацию и навыки направляемых работников;
■ отказаться (требовать замены) от направляемых работников в случаях, когда они не могут качественно и в полном объеме выполнить трудовую функцию, для выполнения которой они были направлены к заказчику;
■ управлять и контролировать выполнение трудовой функции направляемыми работниками.
В законопроекте установлено, что при направлении работника к заказчику условия оплаты труда по трудовому договору должны быть не хуже, чем условия оплаты труда работников самого заказчика, выполняющих такие же трудовые функции и имеющих такую же квалификацию. Таким образом, условия трудового договора с исполнителем должны предусматривать размер заработной платы направляемого работника, сопоставимый с оплатой труда работников заказчика, что исключит не только дискриминацию «заемного» персонала, но и использование зарплатных схем.