Динамика промышленного производства — вот уже почти год одно из немногих «светлых пятен» в российской экономике. Так, в 1-м полугодии 2014 г. индустрия росла вдвое быстрее (1,5% год к году), чем ВВП (0,8%). К сожалению, основным фактором ее роста были госинвестиции, а рыночные сектора промышленности не порадовали экономистов своими показателями.
В структуре «обработки» наиболее высокими темпами прироста в нынешнем году отличалась подотрасль «Производство отдельных видов транспортных средств и оборудования» (11,5% в январе — августе к соответствующему периоду 2013 г.). Причем самые высокие показатели здесь продемонстрировало «Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств» (прирост за это же время на 26,9%!).
К данному сегменту промышленности, помимо указанного в названии ассортимента продукции, относится производство железнодорожных составов, самолетов, вертолетов, подводных лодок и пр. То есть в эту подотрасль попадает существенная часть транспорта, закупаемого государством и госкомпаниями (например, РЖД), а также — военная техника.
Государственное транспортостроение (ГТС) начало расти еще в середине 2013 г., а затем резко ускорилось в 2014 г. По итогам 2013 г. прямой вклад этой подотрасли обеспечил 0,2 п.п. прироста индекса выпуска обрабатывающих производств (из 0,7% прироста) и 0,1 п.п. прироста индекса промышленного производства (из 0,6%). В январе — августе 2014 г. прямой вклад ГТС составил уже 1,1 п.п. из 2,3% прироста обрабатывающих производств и 0,7 п.п. из 1,4% прироста всей индустрии.
Таким образом, за период с начала 2014 г. ГТС, по оценке эксперта Центра развития ВШЭ Елены Балашовой, обеспечивает почти половину прироста российского промышленного производства.
Кроме того, есть и косвенный вклад ГТС, который состоит в том, что для производства транспортных средств необходимо сначала добыть и обработать сырье (преимущественно металлы и пластик), затем сделать заготовки, приборы и пр. Этот объем работ разбросан по всему промышленному производству и напрямую вычленить его на основе статистических данных невозможно.
Из полученных результатов ученые Центра развития делают несколько выводов. Во-первых, рост промышленности в 2014 г. предопределен спросом со стороны государства. Во-вторых, государственный стимул в виде закупок военной техники с точки зрения статистики показал свою состоятельность. Такого вклада ГТС в рост промышленности, как в 2014 г., не было с 2001 г.
Очевидное влияние государственных инвестиций на промышленный рост отмечает и директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович: «Существует ряд факторов, которые могут оказать позитивное влияние на рост промышленного производства до конца 2014 г.».
Во-первых, с учетом геополитической ситуации предприятия оборонной промышленности сегодня являются привилегированной с точки зрения получения дополнительных госинвестиций категорией хозяйствующих субъектов. Эти средства, возможно, в IV квартале трансформируются в реально созданную продукцию.
Во-вторых, вполне вероятно, что на последний квартал придется повышенный объем реализации продукции с длинным производственным циклом, что может благоприятно повлиять на годовые итоги. Но увеличение государственных и квазигосударственных закупок, по словам аналитика ЦР Николая Кондрашова, пока не трансформируется в рост других секторов промышленности (кроме производителей соответствующих компонентов и материалов, разумеется). Выпуск, определяемый частным рыночным спросом, стагнирует уже два года.