Новые проекты и программа импортозамещения могут подстегнуть спрос на судостроительную сталь российского производства.
Судостроительная отрасль России постепенно набирает обороты. На Дальнем Востоке реализуется масштабный проект по строительству суперверфи «Звезда», которая будет выпускать самые современные суда, буровые платформы, морскую технику. Эксперты прогнозируют рост загрузки действующих судостроительных предприятий.
Основной материал для строительства современных гражданских и военных судов — сталь. В настоящий момент потребление судостроительной стали в России составляет примерно 120 000 тонн в год. Российские металлурги поставляют на отечественные верфи около 90% от этого объема. Соответственно, доля импортируемой металлопродукции составляет около 10%. Однако из-за политической ситуации в мире, а также в связи с началом реализации в России широкой программы импортозамещения и развития реального сектора экономики в самое ближайшее время этот показатель может уменьшиться.
Среди отечественных металлургов крупнейшим производителем судостроительной стали является Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), его доля рынка — около 50%, или 60 000 тонн производимой судостроительной стали в год. Основные потребители ММК — это предприятия, входящие в ОАО «Объединенная cудостроительная корпорация» (до 50% всей отгрузки), ОАО «Окская судоверфь» и ОАО «Судостроительный завод «Красные баррикады».
Освоение подобных сталей в ОАО «ММК» началось в конце ХХ в. С пуском стана «5000» появилась возможность производства листового проката для судостроения из высокопрочных марок сталей и металлопроката, который используют при строительстве, в частности, подводных лодок и ледоколов. Стан «5000» мощностью 1,5 млн тонн в год — один из крупнейших инвестиционных проектов в современной российской металлургии, запущен в эксплуатацию в 2009 г. Качество производимой на стане судостроительной стали подтверждено международными сертификатами в России, Франции, США, Великобритании, Норвегии и Германии.
На ММК считают, что дальнейший рост в судостроительной отрасли возможен как за счет строительства новых судоверфей, так и благодаря размещению госзаказов на отечественных верфях, а также применению мер экономического характера для привлечения частных заказчиков. Отечественные металлурги рассчитывают на дальнейшее развитие и укрепление судостроительной отрасли в России. Существующие производственные мощности внутри страны способны удовлетворить растущий спрос и не прибегать к увеличению импорта.