Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле (ИПУ), рассчитываемый на основе опросов Росстата, в III квартале нынешнего года снизился по сравнению с 1-м полугодием и составил +4%. Сокращение спроса и объема продаж, ухудшение экономического положения коммерческих предприятий во многом стало результатом контрсанкций, введенных российским правительством.
На понижательный тренд розничной торговли сильно повлияло сокращение заказов (более 45% респондентов указали на лимитирующий фактор «недостаточный платежеспособный спрос»). Домашние хозяйства, реагируя на экономическую ситуацию в стране, предпочли поведенческую модель сжатого потребления.
Так, баланс оценок изменения спроса опустился с +4% во II квартале до –1%, став одним из самых негативных результатов за последнее время. Ведь еще недавно, в аналогичном периоде 2013 г., он достигал +9%.
Сложившаяся покупательская модель — следствие продолжающегося сжатия реальных располагаемых доходов населения, считают ученые ВШЭ. Темпы роста доходов граждан в январе — августе составили лишь 100,7%. Кроме того, произошло повышение ставок потребительских кредитов, а также ослабление национальной валюты.
Прямым следствием уменьшения заказов стало снижение объема продаж. По сравнению со II кварталом сокращение объемов реализуемых товаров зафиксировали 28% руководителей торговых компаний, а уменьшение товарооборота — около 35%. Балансы оценок изменения этих показателей составили –4 и –3% соответственно.
На этом фоне наблюдалось усиление сокращения занятых в отрасли. О выбытии персонала в своих организациях по сравнению со II кварталом сообщили более 25% предпринимателей. В разгар летне-осеннего сезона подобная тенденция свидетельствует об очевидном стремлении топ-менеджеров снизить расходы своих компаний. Причем, согласно оценкам более 80% респондентов, ожидать изменений в их кадровой политике по итогам года не следует.
Вместе с тем больших изменений в номенклатуре товарного предложения в коммерческих организациях не произошло. Более 65% респондентов указали на неизменность ассортимента реализуемого товара. Балансовое значение данного показателя сохранилось на уровне прошлого квартала (+14%). Очевидно, что торговые предприятия в III квартале продолжали работать в рамках ранее сформированных матриц предложения товаров.
В своих прогнозах на IV квартал предприниматели несколько пессимистично оценивали перспективу расширения ассортиментной линейки. Вывод из розничного оборота существенной доли импортной продовольственной продукции внесет свои коррективы в ассортиментную политику фирм именно в последнем квартале 2014 г., что выразится в дальнейшем замедлении темпов расширения ассортимента.
Средняя доля импортной продукции в общем объеме оборота розничной торговли в III квартале составила 32%. Средняя доля импортных непродовольственных товаров равнялась 45%, продуктов питания — 26%.
Влияние продуктового эмбарго на цены продовольственных товаров, вместе с широким спектром других факторов, спровоцировало ускорение инфляции в течение текущего года, причем III квартал не составил здесь исключения. О повышении цен на товары сообщили 48% руководителей торговых организаций.
«Ничего кроме опасения текущее и будущее состояние российской розничной торговли не вызывает. Пространство для возможного корректирующего отраслевого маневра сужается на глазах, оставляя все меньше шансов завершить 2014 г. в привычном для розницы статусе драйвера экономического роста, — подчеркивает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. — Острые геополитические события и ожидания новых налоговых обременений не на шутку встревожили всех участников рыночных отношений».
Розничная торговля приняла на себя практически всю силу «контрсанкционного удара», последствия которого можно будет точно измерить лишь в ближайшем будущем (скорее всего, более показательным станет IV квартал). Не следует также забывать, что в течение последних полутора лет шло постепенное затухание делового климата в отрасли, в большей степени обусловленное фундаментальными институциональными и структурными факторами. Просто многие из накопившихся проблем под натиском новых трудностей стали более остро восприниматься предпринимателями.