Более десяти лет потребовалось Государственной думе Российской Федерации, чтобы изменить местный «налог на недвижимость физических лиц».
В пятницу, 26 сентября, нижняя парламентская палата рассмотрела законопроект № 51763-4 в третьем, окончательном, чтении и приняла его уже в виде Федерального закона «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившим силу Закона РФ „О налогах на имущество физических лиц“».
Следующим днем документ был направлен в Совет Федерации.
Хроника спикировавшего закона
Все эти годы нас, граждан Российской Федерации — физических лиц, увещевали, что вместо двух налогов — земельного налога и налога на имущество — будет один налог на недвижимость.
Все эти годы муниципальных управленцев успокаивали тем, что появится единый налог, исчисляемый не по справке БТИ (бюро технической инвентаризации), а по кадастровой стоимости — и в местные бюджеты польется золотой поток, потому что это местный налог. Он полностью поступает в бюджеты поселений и городских округов, и муниципальные образования ни с кем не делятся этим поступлением.
Все эти годы журналистов уговаривали не торопить события, поскольку введение кадастрового учета и кадастровой оценки — дело непростое, затратное, а у большинства муниципальных образований нет собственных средств, чтобы оплатить огромный объем работ по межеванию земельных участков, их кадастровой оценке и установлению кадастрового учета.
На традиционной Неделе российского бизнеса еще два года назад заместитель министра финансов России, кандидат физико-математических наук и доктор экономических наук Сергей Шаталов назвал 2015 г. как наиболее реальную дату повсеместного взимания налога на недвижимость физических лиц и вновь напомнил, что соответствующий законопроект одобрен правительством и принят Госдумой в первом чтении. На вопрос «ЭЖ» о большой паузе после первого депутатского чтения высокопоставленный чиновник ответил, что вопрос серьезный, касается всего взрослого населения страны, поэтому требует всестороннего и тщательного рассмотрения.
Замминистра как в воду глядел. За два дня, 24 и 26 сентября, в Госдуме состоялись два чтения — второе, предварительное, и третье, окончательное. И в нерабочий день, в субботу, 27 сентября, закон был направлен в Совет Федерации. Но даже очень осведомленный финансист не мог предвидеть, что единого налога вместо двух не будет — расщепление сохранилось.
Осенняя сессия сенаторов открылась в среду, 1 октября.
Налоговый кодекс обретет новую главу
Спешка объясняется, по всей видимости, проявлением политической воли, на отсутствие которой указывал экс-министр финансов Алексей Кудрин, отвечая на вопрос «ЭЖ» о том, что мешает переориентировать часть налогового законодательства в сторону местных бюджетов. И повсеместная кадастровая оценка не потребовалась. Оказывается, можно определять налоговую базу и по инвентаризационной стоимости объектов недвижимости с использованием коэффициента-дефлятора.
«ЭЖ» вернется к детальному изучению нового закона после того, как его утвердят сенаторы и подпишет президент. Главными администраторами местного налога будут органы местного самоуправления, и им надо знать, что делать согласно букве закона. При этом местным администрациям надо держать в уме 1 января 2020 г. По достижении этой даты налоговая база не будет определяться по инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Значит, до этого срока надо закладывать в местные бюджеты расходы на межевание земельных участков, их кадастровую оценку и ведение кадастрового учета. Точных сведений, где и сколько муниципальных образований успели справиться с этой работой, нет. Минрегионразвития, курировавший местное самоуправление, почил в бозе, других источников достоверной информации нет. Известно лишь, что в Москве и Санкт-Петербурге не первый уже год ведется кадастровый учет земельных участков и недвижимости. Но и реформа местного самоуправления в них осуществляется совсем не так, как в остальной России.
Поступлений в местные бюджеты от нового налога еще нет, а расходы на его применение надо нести реальные. Тем более что оценивать будет что — расширился список объектов налогообложения.
Согласно принятому 26 сентября закону к объектам недвижимости относятся:
- жилой дом;
- жилое помещение (квартира, комната);
- гараж, машино-место;
- единый недвижимый комплекс;
- объект незавершенного строительства;
- иные здание, строение, сооружение, помещение.
К категории жилых домов отнесены жилые строения на дачных участках и на личном подворье. Объектом налогообложения не признается только имущество в составе общего имущества в многоквартирном доме.
Итак, обещанного единого налога на землю и на то, что на ней находится, не будет, из-за чего, собственно, затевался весь сыр-бор. Земельный налог с физических лиц остается в неприкосновенности. Выходит, не договорились депутаты, как оценивать землю.
Общественных слушаний по законопроекту, выстаивавшемуся десять лет и принятому в одночасье, не было. А если что-то подобное и проводилось, то давно забылось. По крайней мере, в хронологии прохождения законопроекта в здании на Моховой улице в Москве это не зафиксировано (см. табл.). Из 19 инициаторов законопроекта — депутатов Госдумы четвертого созыва — кресло народного избранника в шестом созыве сохранили только пять депутатов.
Москву и Санкт-Петербург опустили до уровня поселений
Налогооблагаемая база и налоговая ставка устанавливаются в каждом муниципальном образовании самостоятельно соответствующими нормативными правовыми актами представительного органа. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе принимаются законы. Муниципальным депутатам и народным избранникам городов с особым статусом дозволено устанавливать дифференцированные налоговые ставки, а также налоговые льготы для отдельных категорий граждан. Об этом будет отдельная газетная публикация. Сейчас она нецелесообразна — мало ли что придет на ум сенаторам или что-то не понравится гаранту конституции, чья подпись окончательно зафиксирует принятие нового федерального закона. Согласно проекту закон должен вступить в силу с 1 января 2015 г. Но не раньше, чем закончится месяц со дня его официального опубликования, хотя отдельные нормы вступят в действие сразу после официального размещения текста закона. Время для осмысления и уточнения есть.
Тем более что налоговые ставки законами городов федерального значения и нормативными правовыми актами муниципальных образований на остальной территории России будут устанавливаться не только для физических лиц. Согласно новой редакции абз. 1 п. 2 ст. 387 Налогового кодекса, предложенной в принятом законе, налоговая ставка, а также порядок и сроки уплаты налога будут устанавливаться и «в отношении налогоплательщиков-организаций».
И если официальных парламентских слушаний не было, то экспертное сообщество и напуганные грядущим ростом налоговых платежей граждане успели подсчитать, во что могут вылиться допускаемые нормативы налоговых ставок. К примеру, налог на квартиру в центре Москвы может вырасти в несколько раз. Оптимисты утверждают, что в пять раз по сравнению с существующей ставкой, а пессимисты уверяют, что до 15 раз. Но это было до того, как выяснилось, что земельный налог остается без изменений. Чтобы не быть голословными, дождемся прохождения закона в Совете Федерации и подписи президента. Судя по скорости, заданной Госдумой, ждать будем недолго.
Хронология прохождения законопроекта № 51763-4 | |
11.05.2004 |
регистрация документа; предварительное рассмотрение Советом Госдумы |
12.05.2004 |
направлен в пять комитетов Госдумы |
02.06.2004 |
получено заключение Правительства РФ |
03.06.2004 |
предварительное рассмотрение Советом Госдумы |
04.06.2004 |
дополнен список инициаторов законопроекта |
07.06.2004 |
первое чтение в ответственном комитете Госдумы по бюджету и налогам |
08.06.2004 |
первое чтение Советом Госдумы |
10.06.2004 |
дополнен список инициаторов законопроекта |
10.06.2004 |
законопроект принят Госдумой в первом чтении |
12.01.2012 |
второе чтение на Совете Госдумы |
18.06.2014 |
второе чтение в ответственном комитете Госдумы по бюджетам и налогам |
19.06.2014 |
второе чтение на Совете Госдумы |
22.09.2014 |
второе чтение в ответственном комитете; второе чтение на Совете Госдумы |
24.09.2014 |
второе чтение в ответственном комитете; законопроект принят Госдумой во втором чтении |
25.09.2014 |
третье чтение на Совете Госдумы |
26.09.2014 |
закон принят Госдумой; закон направлен в Совет Федерации |
27.09.2014 |
закон зарегистрирован в Совете Федерации; направлен в четыре комитета Совфеда, ответственным назначен Комитет по бюджету и финансовым рынкам |
Источник: Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Государственной думы РФ