Почти год применения законодательства о контрактной системе постепенно выявляет слабые стороны в ее регулировании, в связи с чем доработка нормативной базы не останавливается ни на минуту. На повестке дня — проект постановления Правительства РФ, разработанный Минфином и направленный на ограничение закупок предметов роскоши, а также несколько разработанных Минэкономразвития изменений. Планируется, что данные акты одновременно вступят в силу с 1 января следующего года.
Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) предусмотрены:
- запрет госзакупок предметов роскоши и товаров с избыточными потребительскими свойствами (ч. 2 ст. 19);
- обязанность государственных и муниципальных заказчиков проводить закупки не менее, чем на 15% от общего годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 30);
- обязанность заказчиков обосновывать закупки (ст. 18).
Для реализации всех этих положений Минфином и Минэкономразвития России разрабатываются соответствующие проекты постановлений Правительства РФ. Среди ожидаемых изменений числится и распространение положений Закона № 44-ФЗ на унитарные предприятия при осуществлении ими капитальных вложений уже с 1 января 2015 г., а не с 1 января 2017 г., как это установлено сейчас.
Госзакупки автомобилей и кожаных кресел для чиновников ограничат
Идея исключить закупки государственными и муниципальными заказчиками товаров, которые имеют избыточные потребительские свойства (эргономические, эстетические, технологические и др.) или являются предметами роскоши, высказывалась уже довольно давно. Еще в конце прошлого года на портале regulation.gov.ru был размещен текст проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении общих правил нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», разработанный Минэкономразвития России. Этим документом в том числе предполагалось утвердить общие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчика. Правда, публичное обсуждение документа закончилось еще в прошлом октябре, а до следующего этапа (судя по данным портала) документ так и не добрался.
В этом году на портале был опубликован другой проект постановления Правительства РФ с созвучным названием «Об утверждении Требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)», разработанный Минфином России. Публичные консультации по нему уже закончились (впрочем, замечаний эксперты не высказали), сейчас документ проходит процедуру ОРВ. Целью разработки и принятия постановления является ограничение закупок за счет бюджетных средств товаров, работ и услуг с явно завышенными потребительскими свойствами, стоимостью или в явно завышенных количествах. Практики уже не раз отмечали наличие такой проблемы, поскольку Закон № 44-ФЗ хоть и запрещает закупки предметов роскоши и продукции с избыточными потребительскими свойствами, механизмов реализации этих запретов не содержит (ч. 2 ст. 19 Закона № 44-ФЗ, см. также «ЭЖ», 2013, № 48, с. 12).
В соответствии с проектом перечни «запретных» товаров будут разрабатываться на двух уровнях — общем (должен быть утвержден рассматриваемым постановлением) и ведомственном (такие перечни должны разработать и утвердить федеральные органы власти и органы управления внебюджетными фондами до конца следующего года).
Под требованиями к приобретаемым товарам, работам, услугам понимаются утвержденные требования к количеству (объему) и качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ и услуг, которые позволяют осуществить обеспечение федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, но не приводят к закупкам товаров, работ и услуг, имеющих избыточные потребительские свойства или являющихся предметами роскоши.
В перечне, который размещен в качестве приложения к минфиновскому проекту, числятся такие товары, как автомобили (личные, а также для перевозок до десяти пассажиров), офисная мебель, включая кожаные кресла, офисная техника, компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны и др.
При составлении ведомственных перечней «роскошных товаров» госзаказчики обязаны будут дополнять предложенные Минфином наименования товаров своими вариантами, если средняя арифметическая значений следующих критериев превышает 20%:
доля расходов на приобретение по соответствующему коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) в общем объеме расходов на приобретение товаров, работ, услуг;
доля количества контрактов на приобретение товаров, работ, услуг (доля количества (объема) товаров (работ, услуг) по соответствующему коду ОКПД в общем количестве контрактов на приобретение товаров, работ, услуг, заключаемых органами власти и подведомственными заказчиками.
При желании госзаказчики смогут пополнять общий перечень товаров новыми наименованиями, даже если они не отвечают указанным выше процентным критериям, но необходимость такого ограничения придется обосновать.
Обоснование госзакупок, отчеты по контрактам с СМП
Поправки в нормативную базу по госзакупкам также должны внести, в случае принятия, проекты постановлений Правительства РФ «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и формы такого обоснования» и «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций», а также проект федерального закона «О внесении изменений в статью 112 Федерального закона „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“». Все три документа размещены на портале regualtion.gov.ru
и проходят публичное обсуждение до 12, 9 и 10 октября соответственно.
Проект постановления о порядке обоснования закупок разработан (как и проект против закупок предметов роскоши), по сути, для пресечения необоснованного расходования бюджетных средств. Обоснование закупок нужно для того, чтобы установить и подтвердить необходимость планируемой закупки и ее соответствие целям осуществления госзакупок в целом (удовлетворение федеральных, региональных или муниципальных нужд).
Обоснование закупок будет включать в себя обоснование объекта закупки, начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) а также способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Что касается законопроекта с изменениями в Закон № 44-ФЗ, то МУПы и ГУПы он явно не обрадует. Дело в том, что согласно ч. 26 ст. 112 Закона № 44-ФЗ положения данного закона с 1 января 2017 г. должны распространяться на указанные субъекты в случае осуществления ими капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на бюджетные деньги. Минэкономразвития России предлагает ускорить процесс на два года «в целях эффективного расходования бюджетных средств и снижения возможных коррупционных проявлений».