Ростехнадзор намерен уточнить условия членства в СРО, установить порядок сбора и хранения документации, а также ответственность за нарушение законодательства. Кроме того, разработаны размеры пошлин за регистрационные действия при ведении реестра СРО, а также ограничения в рекламной деятельности.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) подготовила проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования законодательной базы саморегулирования и усиления ответственности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за выполнение задач, возложенных на них)» (далее — законопроект). Документ размещен на портале regulation.gov.ru для публичного обсуждения, которое проходит до 12 октября.
Предложения и замечания по проекту можно направить по адресу: M.Elizarjeva@gosnadzor.ru.
Условия членства в СРО станут жестче и конкретнее
Законопроектом планируется внести изменения в несколько законов, начиная с Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) и ГК РФ, заканчивая Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Предлагаемые изменения уточняют условия членства в саморегулируемых организациях (СРО), устанавливают основания для исключения СРО из госреестра, административную ответственность СРО и ее должностного лица за нарушения требований законодательства.
Так, индивидуальные предприниматели или юридическое лицо должны будут самостоятельно уплатить вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд СРО в течение трех дней с момента вынесения решения о их приеме в члены СРО и, если СРО установлено требование, застраховать гражданскую ответственность, наступающую в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Сейчас ч. 6 ст. 55.6 ГрК РФ содержит лишь требование оплатить эти взносы, без уточнения плательщика, что дает право третьим лицам оплачивать их за вступающую в СРО организацию и создает условия для существования фирм-однодневок.
Предполагается, что СРО в отношении каждого юридического лица или индивидуального предпринимателя, принятого в ее члены, будет формировать и вести дело члена СРО. В состав такого дела войдут в том числе документы, представленные для приема в СРО, для внесения изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, документы о результатах осуществления СРО контроля за деятельностью своего члена и т.д. Перечисленные документы должны будут храниться в течение пяти лет со дня окончания последнего контрольного мероприятия, проведенного СРО в отношении своего члена.
Помимо этого, у СРО появится обязанность рассматривать жалобы и обращения на действия своих членов, а в случае наличия сведений о нарушении членом СРО требований технических регламентов, проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, СРО обязана будет провести выездную проверку указанных фактов по месту осуществления работ на объекте капитального строительства.
В случае принятия законопроекта могут измениться сроки внесения и исключения сведений из государственного реестра СРО. Например, исключение таких сведений из государственного реестра СРО будет осуществляться органом надзора не в течение семи рабочих дней, как это предусмотрено действующим законодательством (ч. 4 ст. 55.18 ГрК РФ), а в течение десяти рабочих дней со дня предоставления некоммерческой организацией документов, необходимых для приобретения статуса СРО.
У кредитных организаций появится обязанность выдавать органу надзора за СРО справки о наличии счетов, вкладов (депозитов), выписки по операциям по вкладам (депозитам) СРО.
За действия, совершаемые уполномоченными органами при ведении госреестра СРО, в законопроекте предлагается установить следующий размер пошлин:
- за внесение сведений о некоммерческой организации в госреестр СРО (за включение некоммерческой организации в госреестр СРО) — 6500 руб.;
- за внесение изменений в сведения о некоммерческой организации, содержащиеся в госреестре СРО, — 1000 руб.;
- за предоставление сведений из госреестра СРО — 300 руб. для физических лиц и 1000 руб. для организаций.
За нарушение законодательства о СРО появятся спецштрафы
Законопроект содержит и изменения, касающиеся ответственности в сфере саморегулирования. Так, за нарушения СРО законодательства о саморегулируемых организациях планируется ввести административную ответственность — в КоАП РФ появится новая ст. 14.61. Согласно ей несоблюдение СРО требований законодательства по контролю за деятельностью своих членов повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб. При совершении аналогичного нарушения повторно предусмотрены более жесткие санкции. Также на основании новой ст. 14.61 можно будет привлекать к административной ответственности за непредставление, несвоевременное представление СРО в орган, уполномоченный на ведение государственного реестра СРО, документов и сведений, предусмотренных законодательством, а также предоставление недостоверных сведений (ч. 1). В этом случае штраф для организаций составит 10 000—20 000 руб.
Кроме того, суд по обращению органа надзора сможет исключить СРО из реестра в случае ее неспособности исполнить предписание об устранении нарушений, выявленных при проведении проверки, при условии неоднократного привлечения СРО к административной ответственности в течение года и в других, предусмотренных законодательством, случаях.
Также предлагается ввести ограничения, связанные с рекламной деятельностью СРО. Например, реклама деятельности СРО, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, а также строительство, реконструкцию, капремонт объектов капитального строительства, не должна будет содержать информацию о подборе необходимого количества специалистов и требуемой квалификации для соответствия требованиям к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.