Объем продаж в сегменте электронной коммерции в текущем году увеличится на треть, превысив порог в 700 млрд руб. Такой прогноз представила Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ).
Как заявил президент АКИТ Денис Людковский, темпы роста ретейла офлайн и онлайн в России замедляются. В 1-м полугодии 2014 г. суммарный рост ретейла составил 11,9 трлн руб., что на 9,1% больше по сравнению с 1-м полугодием 2013 г. По прогнозу аналитиков, в целом за год этот показатель увеличится на 10% — до 26 трлн руб.
Россия занимает в Европе первое место по количеству пользователей Интернета (порядка 70,7 млн интернет-пользователей). При этом только 50% пользователей совершают покупки в онлайн, тогда как в Евросоюзе — около 60%, Соединенных Штатах — более 70%, Великобритании — более 80%. Больше всего российских интернет-пользователей по-прежнему сконцентрированы в Центральном федеральном округе, однако остальные регионы демонстрируют уверенный рост, так что их значимость также возрастает. По росту интернет-покупателей лидируют Сибирский федеральный округ (+11,8%) и Приволжский федеральный округ (+8,1%).
В Рунете в 1-м полугодии текущего года функционировали порядка 40 000 магазинов, 5% которых обслуживали 90% всего объема заказов. Лидирующую долю продаж в Интернете занимали электронные товары и бытовая техника, на втором и третьем месте — одежда, обувь и автозапчасти. Объем продаж в сегменте «Электроника и бытовая техника», на который приходится максимум продаж, вырос на 32% по сравнению с 1-м полугодием 2013 г. и составил около 68 млрд руб.
Наиболее популярные категории товаров сегмента «Электроника и бытовая техника» — компьютеры и ноутбуки (35% от объема продаж), однако их рост в 1-м полугодии 2014 г. был отрицательным (–12,5%). Быстрее всего (+39%) растут продажи в категории «Телефоны и смартфоны», в нее входят и планшеты.
Покупатели в России в январе — июне текущего года по-прежнему предпочитали оплачивать товары наличными деньгами — 69% расчетов, хотя в 2013 г. наличными деньгами расплачивались более 80%. Оплата банковскими картами в 1-м полугодии 2014 г. составила 14% от всех платежей.
По мнению АКИТ, потенциал роста сегмента электронной коммерции в России сохраняется как в размере среднего чека, так и в количестве совершаемых покупок. Для сравнения: среднегодовые затраты одного интернет-покупателя в России составляют около 830 долл., а в США — порядка 1850 долл. Средний чек в России — 75 долл., в то время как в США — 119 долл. В России покупатель совершает в среднем десять покупок в год, а в США — 18.