Причина снижения спроса на перевозки понятна: сокращение производства в промышленности и снижение доходов населения. Между тем «для уверенного роста экономического развития страны инвестиции в основной капитал транспортного комплекса должны осуществляться опережающими темпами (относительно других секторов экономики)», указывается в представленном Минэкономразвития прогнозе социально-экономического развития России до 2017 г.
В 2013 г. деятельность транспортного комплекса характеризовалась существенным падением, за исключением роста пассажирооборота (темп роста объема коммерческих перевозок грузов — 98%, коммерческого грузооборота — 98,5%, пассажирооборота транспорта общего пользования — 103,2% по отношению к предыдущему году). Снижение объема перевозок грузов в 2013 г. наблюдалось на всех видах транспорта, кроме воздушного, снижение грузооборота — на всех без исключения.
Основными факторами снижения спроса на транспортные услуги эксперты называют сокращение объемов производства в основных грузообразующих секторах промышленности и снижение реальных располагаемых доходов населения страны. Хотя отмечены и сигналы роста. Так, итоги 1-го полугодия 2014 г. демонстрируют, что наряду со снижением темпов перевозок грузов наблюдается незначительное увеличение грузооборота коммерческим транспортом в целом по сектору. Основанная на них оценка 2014 г. позволяет спрогнозировать падение коммерческих перевозок грузов на 0,7% и рост коммерческого грузооборота на 2,8% соответственно к уровню 2012 г. При этом пассажирооборот продолжает демонстрировать стабильный рост 5,5%.
С учетом ситуации, складывающейся в транспортном комплексе, прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП, в среднесрочной перспективе Минэкономразвития прогнозирует следующий рост показателей деятельности транспортного комплекса в 2017 г. к уровню 2013 г. Объем коммерческих перевозок грузов оценивается на уровне 3920,4 млн т (рост 103,9%), объем грузооборота — 2660,4 млрд т-км (рост 108,3). При этом отмечается, что в случае ускоренного темпа роста экономики рост объема коммерческих перевозок грузов составит 107,7% (4063,9 млн т), а грузооборота — 112,1% (2752,2 млрд т-км).
Воздушный транспорт укрепляет позиции
Ведомство приводит интересную статистику внутритранспортной сегментации. Пассажирооборот транспорта общего пользования исторически был распределен почти равномерно между автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом — примерно 30% каждый. Однако в последние годы тенденция изменилась. В 2013 г. в структуре пассажирооборота доля воздушного транспорта составила 41,7%, железнодорожного — 25,6% и автомобильного — 22%. На городской электрический транспорт приходится порядка 10,4%, на водный — 0,12%. В среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейшее увеличение доли воздушного транспорта (более 46% в 2017 г.).
Развитие рынка пассажирских перевозок будет определяться темпами роста реальных располагаемых доходов населения, ВВП, гибкостью тарифной политики перевозчиков, повышением качества предоставляемых услуг, а также увеличением численности частных и индивидуальных операторов на рынке транспортных услуг.
Предполагается, что пассажирооборот в 2014 г. составит 570,1 млрд пасс.-км, а в 2017 г. ожидается на уровне 612,8 млрд пасс.-км (113,5% к уровню 2013 г.). Тогда как при благоприятных условиях в экономике рост составит 132,3% (714,4 млрд пасс.-км).
Электрички — на долгосрочный транспортный заказ
С целью укрепления роста показателей деятельности транспортного комплекса в 2013 г. были сохранены меры государственной поддержки, принятые еще в 2009 г. Общий объем расходов неинвестиционного характера (субсидии, взносы в уставные капиталы, не направленные на капитальное строительство) за счет средств федерального бюджета на поддержку транспортного комплекса в 2013 г. составил порядка 94 млрд руб.
Учитывая значительный положительный эффект, ряд оказываемых мер государственной поддержки будет пролонгирован на среднесрочный период. С целью развития пригородного железнодорожного сообщения в 2011—2013 гг. осуществлялось субсидирование ОАО «РЖД» на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в пригородном сообщении, в размере 25 млрд руб. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 г. № 857-р утверждена Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Начиная с 2015 г., будет осуществлен поэтапный переход к компенсации в рамках долгосрочного транспортного заказа и соответствующих соглашений между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации затрат на инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования, задействованную при осуществлении пригородных пассажирских перевозок по регулируемым субъектами Российской Федерации тарифам. Вместе с тем объем средств, выделяемых за счет средств федерального бюджета на компенсацию потерь для осуществления пригородных железнодорожных перевозок, составляет 25 млрд руб.
«Узкие места» недоинвестированы
Прогнозируемый рост российской экономики в среднесрочной перспективе стимулирует расширение объема предлагаемых заемных средств и повышение их доступности и, как следствие, увеличение инвестиционной активности предприятий сектора.
При этом транспортная система России в целом и ряд ее ключевых сегментов хронически недоинвестированы и не обладают резервами «долговременной устойчивости».
Значительными «узкими местами» на сети железных и автомобильных дорог являются подходы к морским портам, аэропортам и пограничным пунктам пропуска.
Большинство автомобильных и железнодорожных подъездных путей к крупнейшим морским портам: Новороссийску, Санкт-Петербургу, Махачкале — не обеспечивают возросший поток грузов, многие аэропорты не имеют пассажирского железнодорожного сообщения.
Расположенные на внутренних водных путях судоходные гидротехнические сооружения эксплуатируются в течение длительного периода. Порядка половины находится в эксплуатации 50—75 и более лет.
Российская экономика из-за низкого качества и недостаточных провозных возможностей автодорожной сети ежегодно несет колоссальные потери:
- не завершено формирование опорной транспортной сети на всей территории страны, это сдерживает экономическое развитие регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, ограничивает мобильность населения;
- доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции составляет примерно 15—20% (в экономически высокоразвитых странах — не более 7—8%);
- развивается дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны, доля протяженности автодорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, регулярно увеличивается при росте количества автомобилей.
Инвестиции возрастут при риске их снижения
Инвестиции в основной капитал в целом по транспортному комплексу за счет средств федерального бюджета в 2013 г. составили 396,6 млрд руб., в 2014 г. ожидается порядка 358,7 млрд руб., говорится в прогнозе. В среднесрочной перспективе прогнозируется рост инвестиций за счет средств федерального бюджета. К 2017 г. в случае сохранения текущих тенденций прогнозируется объем ассигнований из федерального бюджета в размере порядка 549 млрд руб., а также 71,3 млрд руб. за счет средств ФНБ. При этом в случае благоприятных тенденций в экономике объем инвестиций из федерального бюджета будет больше на 262 млрд руб., а также средств ФНБ больше на 50 млрд руб. на развитие ВСМ-2.
В 2014—2017 гг. общий объем средств, выделяемых за счет средств ФНБ на развитие приоритетных инфраструктурных проектов, составит 360 млрд руб.
Темпы роста инвестиций будут определяться темпами формирования благоприятной среды для привлечения частных инвестиций, а также формированием дорожных фондов (федерального и региональных), внедрением контрактов жизненного цикла, привлечением специализированных компаний к управлению федеральным имуществом.
В целом по всем источникам финансирования в 2014 г. ожидается объем инвестиций в основной капитал в размере 1422,6 млрд руб., а к 2017 г. при сохранении темпов роста экономики — на уровне 1827 млрд руб., в том числе порядка 718,9 млрд руб. за счет средств внебюджетных источников финансирования.
В случае более ускоренного роста экономики уровень инвестиций в 2017 г. прогнозируется на уровне 2355 млрд руб., из них 803,5 млрд руб. — за счет внебюджетных источников.
Однако министерство предупреждает, что в связи с неблагоприятной ситуацией в экономике существует риск снижения финансирования, в первую очередь из федерального бюджета, относительно предложенных вариантов.
Основные прогнозные показатели развития транспортного комплекса
Наименование |
2013 г.
|
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г. |
2017 г. |
2017 г.
|
Объем коммерческих перевозок, млн т |
3773,8 |
3747,7 |
3783,9 |
3841,4 |
3920,4 |
|
темп к предыдущему году, % |
98 |
99,3 |
101 |
101,5 |
102,1 |
103,9 |
Коммерческий грузооборот, млрд т-км |
2455,7 |
2523,9 |
2562,3 |
2605,5 |
2660,4 |
|
темп к предыдущему году, % |
98,5 |
102,8 |
101,5 |
101,7 |
102,1 |
108,3 |
Пассажирооборот общего пользования, млрд пасс.-км |
540,1 |
570,1 |
580,0 |
595,2 |
612,8 |
|
темп к предыдущему году, % |
103,2 |
105,5 |
101,7 |
102,6 |
103,0 |
113,5 |
Источник: Минэкономразвития