Санкции отразятся на страховой отрасли так же, как и на других отраслях, только с опозданием на год-полтора в силу специфики бизнеса, считает глава «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров. Впрочем, отрасль и без того в кризисе.
В последние пару лет в страховании растет только убыточность, единственным драйвером роста являются обязательные виды страхования, но они же являются и источником проблем, как это происходит в случае с ОСАГО. Западные перестраховщики вряд ли откажутся от денег, однако наверняка вспомнят о санкциях, когда дело дойдет до урегулирования страховых случаев. Предложение о создании государственного перестраховщика энтузиазма в страховом сообществе тоже не вызывает, поэтому проблема перестрахования сиюминутно не решится. Обо всем это глава «Росгосстраха» заявил в ходе ответов на вопросы модератора ежегодного «Форума крупного бизнеса», который организовывает агентство «Эксперт РА».
В этом году мероприятие прошло в десятый раз, однако юбилейных торжеств не получилось — общее настроение собравшихся было заметно угнетенным. Все выступавшие, среди которых были генеральный директор ФГУП «Гознак» Аркадий Трачук, президент группы компаний «ДИКСИ» Илья Якубсон, президент «ЕВРОЦЕМЕНТ групп» Михаил Скороход, замминистра транспорта Виктор Окулов, замминистра РФ по делам Крыма Адрей Соколов и другие, в своих речах вспоминали о санкциях и пытались предсказать, какое влияние они окажут на экономику страны.
Д. Маркаров предложил обсудить вопрос, смогут ли в этом случае помочь страховщики, ведь во всем мире именно страховые компании являются источником «длинных денег».
Страховую отрасль, по его словам, можно разделить на три сегмента: медицинское страхование, универсальное и страхование жизни. Дальше глава «Росгосстраха» сообщил, что ни медицинское, ни универсальное страхование точно не станут источником «длинных денег». «Нет соответствующих инструментов для этого, и регулирование не способствует», — сказал он. Что касается страхования жизни, то оно в России малоразвито и составляет всего около 10% от общих сборов в страховании (общие сборы — порядка 1 трлн руб.). «Мы так и не дождались преференций. Нас так и не пустили в страхование пенсий. Зато методы регулирования пенсионных фондов распространили на всю страховую отрасль. Это называется „пошли за шерстью, вернулись стриженными“. Так нужны ли нам санкции? Или мы обойдемся без них, своими силами?» — саркастически вопросил участников форума Д. Маркаров.
На вопрос, ввел ли «Росгосстрах» программу страхования бизнеса от санкций, Д. Маркаров ответил отрицательно, сказав, что такие риски невозможно просчитать: «Мы не можем с этим работать. Мы не можем работать с форс-мажорными обстоятельствами». Он также сообщил, что такие риски должно нести государство.
«Притом что я полностью на стороне государства, государство должно знать, как отразятся (его действия. — Прим. ред.) на бизнесе», — закончил выступление глава «Росгосстраха».