[–] Выдача налоговым органом патента с нарушением срока, но до начала периода, на который он распространяется, не нарушает прав налогоплательщика
(Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.09.2014 по делу № А29-9338/2013)
Индивидуальный предприниматель в ноябре 2013 г. обратился в инспекцию с заявлением на получение патента на 2014 г. по виду деятельности «оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом». Не получив ответа от налоговиков в установленный законом пятидневный срок, коммерсант обратился суд с требованием признать бездействия инспекции незаконным.
Арбитры трех инстанций, однако, жалобу оставили без удовлетворения. Приведем логику арбитров.
В соответствии с п. 1 ст. 346.43 НК РФ патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Патентная система налогообложения применяется в отношении предпринимательской деятельности на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (подп. 10 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).
Коммерсант не позднее чем за десять дней до начала применения указанного спецрежима должен подать соответствующее заявление в налоговый орган (п. 2 ст. 346.45 НК РФ). Фискалы, в свою очередь, обязаны в течение пяти дней со дня получения заявления на получение патента выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента (п. 3 ст. 346.45 НК РФ).
Поскольку применение патентной системы налогообложения осуществляется налогоплательщиком в разрешительном порядке, то есть предполагает, что возникновение у налогоплательщика права на уплату налогов в специальном режиме обусловлено принятием налоговым органом решения о выдаче определенного документа, то на налоговый орган возложена обязанность не только оформить разрешение (патент), но и довести до сведения налогоплательщика результат рассмотрения его заявления путем вручения ему патента либо уведомления об отказе в его выдаче.
Налоговики в суде пояснили, что патент для предпринимателя был сформирован в пределах пятидневного срока. Однако в связи с тем, что буквально в то же самое время в регионе был принят закон, уточняющий размер потенциально возможного к получению годового дохода для целей применения патентной системы налогообложения, данный патент был направлен в адрес коммерсанта по почте с опозданием (в декабре 2013 г.).
Учитывая названные обстоятельства, суды пришли к выводу, что инспекторы своей обязанности по своевременной выдаче патента не исполнили. При этом фактически патент коммерсант получил, причем еще до начала его действия, то есть до 1 января 2014 г.
Доказательств того, что из-за несвоевременного получения патента он не имел возможности осуществлять расходы, связанные с осуществлением данного вида деятельности либо связанные с тем, что кто-то из потенциальных контрагентов отказался с ним работать из-за пропуска налоговым органом пятидневного срока для выдачи патента, бизнесмен не представил.
Таким образом, поскольку права и законные интересы коммерсанта не пострадали, суд отказал ему в удовлетворении заявленных требований.