Комитет по промышленности провел парламентские слушания на тему «О проекте федерального закона „О промышленной политике в Российской Федерации“». Внесенный правительством законопроект был принят в первом чтении 7 октября и теперь готовится ко второму, сообщается на сайте Госдумы. Речь идет о принципиальном документе, существенно меняющем правила развития российской индустрии. Основной упор — на усиление роли государства.
На слушаниях первый заместитель председателя Госдумы Иван Мельников отметил, что законопроект должен задать вектор реформ в управлении промышленностью и определить механизмы проведения индустриализации страны. Председатель Комитета по промышленности Сергей Собко, поддерживая предусмотренное законопроектом усиление роли государства в управлении промышленностью, сказал: «Либеральный подход в экономике себя не оправдал: за годы либеральных реформ промышленное производство упало на 60%, производительность труда в 5—7 раз ниже, чем в экономически развитых странах, обновление основных фондов снижено в десять раз, доля инновационных предприятий не превышает 10—12%». Для подъема промышленности на данном этапе наряду с развитием предпринимательства и частной инициативы необходимо объединяющее и координирующее внимание государства, уверен С. Собко. При этом отмечалась и недостаточная решительность по отсечению либеральных подходов к такому важному делу, как развитие индустрии. Руководитель фракции ЛДПР Владимир Жириновский, по убеждению которого рынок — «не годный инструмент» для развития российской экономики и промышленности, назвал законопроект аморфным. «Нужна жесткая вертикаль управления, совмещенная с правильными горизонтальными связями», — цитирует его высказывание ТПП-Информ. Первый заместитель председателя Комитета по промышленности Валерий Гартунг предложил законодательно в качестве одной из целей промышленной политики обозначить увеличение доли отечественных обрабатывающих производств и зафиксировать, что чем выше доля добавленной стоимости в конечном продукте, тем выше уровень господдержки и ниже налоговая нагрузка. Представитель Торгово-промышленной палаты Валерий Платонов предложил ко второму чтению уточнить критерии отнесения товаров к продукции российского производства.
Депутаты надеются снизить ставку по кредитам для производств до европейского уровня
Законопроект подготовлен Минпромторгом. «Мы постарались организовать взаимодействие со всеми фракциями Государственной думы и общественными организациями. Мнения всех, кто хотел принять участие в работе, были нами услышаны и учтены. В проекте федерального закона нет ни одного положения, которое могло бы стать барьером для его непринятия в первом чтении. По итогам доработок у нас получилась компромиссная версия, в которую вошли все ключевые положения, не вызвавшие ни у кого нареканий, — говорит первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Глеб Никитин. — Правильно было бы принять закон до конца года. Все инструменты поддержки, заложенные в законопроекте, должны заработать как можно быстрее».
Главный акцент в документе сделан на модернизацию и реиндустриализацию средств производства в таких отраслях, как станкостроение, приборостроение, тяжелое машиностроение, энергетическое машиностроение, радиоэлектроника и другие. Проектом закона предусматриваются, в частности, налоговые льготы для инвесторов в некоторых отраслях промышленности, в том числе тяжелом и энергетическом машиностроении, станкостроении, без которых невозможна модернизация основных производственных фондов. Документ предполагает создание Фонда развития промышленности, благодаря чему ставки по кредитам для промышленных предприятий в России должны быть снижены до европейского уровня.
Такой Фонд создан ещё до принятия закона. Цена денег для промышленников пока сильно не упала, но это обещано исправить.
«В условиях санкций мы должны производить конкурентоспособную продукцию, для чего в законопроекте „О промышленной политике в Российской Федерации“ заложен ряд действенных инструментов», — заявил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров на недавнем заседании правления Российского союза промышленников и предпринимателей. Он отметил, что сегодня доля импорта в промышленной сфере составляет 51%, стоит задача снизить эту долю до 39% Одно из направлений работы по решению этой задачи — недавно созданный Фонд развития промышленности. В него до конца года должно поступить не менее 15 млрд руб. бюджетных средств. По мнению министра, объем Фонда должен составлять 200—300 млрд руб. в год.
В своем выступлении Д. Мантуров отметил, что внешние ограничения открывают для отечественных производителей «окно возможностей» по завоеванию новых позиций на внутреннем рынке. «Такого шанса не было со времен вступления в ВТО. Но реализовать его возможно, только если будем развивать собственное высокотехнологичное производство и выпускать конкурентоспособную продукцию», — подчеркнул министр.
Предполагается также введение института специальных десятилетних контрактов для инвесторов. Этот механизм, по мнению разработчика законопроекта, позволит защитить их от возможного ухудшения налогового климата. После принятия закона средняя эффективная ставка по кредиту для предприятий обрабатывающей промышленности должна быть не выше 4,5—5% годовых, однако эти планы не учитывали последних изменений курса рубля и инфляции, а потому могут быть скорректированы.
Кредиты повысят производительность
Доступные кредиты сделают возможным обновление производственной базы, а это, в свою очередь, позволит не только в целом увеличить выпуск продукции, но и повысить производительность труда, так как предприятия получат возможность закупить современное оборудование, перейти на более экологически безопасные и энергоэффективные технологии. Благодаря росту объемов производства и производительности труда компании увеличат прибыль, повысят зарплаты, смогут привлечь высококвалифицированные кадры. За счет этого изменится весь облик российской промышленности.
По мнению аналитиков, новый федеральный закон может вступить в силу в ближайшее время, чтобы все предусмотренные им новые инструменты поддержки отраслей заработали уже к концу текущего года. По словам первого замминистра, срочность принятия закона «О промышленной политике в Российской Федерации» обусловлена необходимостью оперативной корректировки механизма функционирования российской экономики в рамках ВТО и выбором курса на импортозамещение в условиях международных экономических санкций. Применение обозначенных в законопроекте инструментов позволит выполнить задачи, поставленные государственными программами и указами Президента России от 7 мая 2012 г., то есть создать в России конкурентоспособную, устойчивую, структурно сбалансированную промышленность.
Призрак ВТО мешает поступательному движению отечественной индустрии
Минпромторг не в первый раз обращается в последнее время к теме ВТО. Министерство считает целесообразным изменить тарифные обязательства в рамках ВТО и увеличить ввозную таможенную пошлину на ряд товаров иностранного производства. C просьбой поддержать эту инициативу глава ведомства Д. Мантуров обращался к президенту Владимиру Путину на заседании Государственного совета. «Наша страна имеет право с 1 января следующего года инициировать переговоры по изменению своих тарифных обязательств в рамках ВТО. Хотелось бы получить в этой части вашу поддержку, — говорится в обращении. — Мы должны будем пересмотреть таможенно-тарифное регулирование. Сейчас рассматривается вопрос об увеличении ставок ввозных пошлин по ряду позиций товарной номенклатуры до уровня связывания в рамках ВТО. Одновременно прорабатывается возможность снижения пошлин на отдельные виды сырья и комплектующих, необходимых для выпуска финальных образцов промышленной продукции».
Кроме того, глава Минпромторга выдвинул предложение расширить запрет на импорт товаров для государственных и муниципальных нужд и распространить его на все компании с госучастием. При этом он отметил, что новые механизмы стимулирования, заложенные в законопроект «О промышленной политике в Российской Федерации», могут оказать существенную поддержку товаропроизводителям. В частности, предоставление налоговых льгот, инструмент специальных инвестконтрактов, субсидирование НИОКР, а также возвратное финансирование через Фонд развития промышленности, капитал которого начнет наполняться уже к концу текущего года.
Другой важной составляющей этой работы должна стать программа по стандартизации. Этот инструмент, с одной стороны, позволит очень эффективно управлять спросом по всем секторам экономики, с другой — будет стимулировать производителей к улучшению характеристик своей продукции или созданию совершенно новых образцов.
Однако для выпуска новых товаров, в том числе не имеющих аналогов в России, потребуются современные мощности. В связи с чем Д. Мантуров обратился к присутствующим на заседании Госсовета главам субъектов Федерации и руководителям предприятий, призвав их грамотно использовать административно-разрешительные меры и быть последовательными и настойчивыми в реализации инвестпроектов.
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций* в целом по Российской Федерации по промышленным видам экономической деятельности, %
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Всего |
7,9 |
8,9 |
9,1 |
8,9 |
C Добыча полезных ископаемых |
6,6 |
6,8 |
7,0 |
6,4 |
D Обрабатывающие производства |
11,3 |
11,6 |
12,0 |
11,9 |
из них: |
|
|
|
|
DA Производство пищевых продуктов,
|
9,5 |
9,6 |
9,3 |
9,0 |
DB Текстильное и швейное производство |
7,5 |
7,2 |
7,3 |
7,0 |
DC Производство кожи,
|
8,1 |
5,8 |
3,8 |
10,8 |
DD Обработка древесины и производство
|
4,1 |
3,8 |
4,7 |
5,1 |
DE Целлюлозно-бумажное производство;
|
3,0 |
2,8 |
2,9 |
3,2 |
DG Химическое производство |
23,3 |
21,4 |
21,5 |
23,0 |
DH Производство резиновых
|
9,6 |
10,3 |
10,9 |
10,0 |
DI Производство прочих неметаллических
|
7,2 |
8,4 |
8,9 |
8,2 |
DJ Металлургическое производство
|
13,2 |
13,3 |
13,9 |
13,0 |
38.9 Производство машин и оборудования |
14,8 |
15,3 |
14,8 |
14,9 |
DL Производство электрооборудования,
|
24,3 |
24,9 |
26,5 |
25,9 |
DM Производство
|
19,0 |
19,7 |
20,8 |
20,4 |
E Производство и распределение
|
4,3 |
4,7 |
4,9 |
4,7 |
* По данным формы федерального статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» (годовая). Начиная с отчета за 2011 г. в отчет включены организации с 73 кодом ОКВЭД.
ИСТОЧНИК: Росстат