К очередному ежегодному октябрьскому совещанию МВФ и Всемирного банка аудиторская компания PricewaterhouseCoopers подготовила оптимистический прогноз, правда, он касается не всей экономики, а только международной торговли. В одной этой области, несмотря на кратковременные затруднения, удается сохранять более долгосрочную положительную динамику.
PwC анализировала состояние торговли только товарами, без услуг, и выяснила, что по сравнению с 1980 г. оборот международной торговли увеличился в пять раз, а общемировой показатель ВВП за тот же период вырос всего в три раза.
Более высок спрос на товары в развивающихся странах — по понятным социальным причинам; именно эти потребительские настроения стали спасательным кругом для тонущих компаний в развитых странах.
PwC предсказывает, что торговые связи в мировой экономике будут переплетаться еще сильнее: стоимость товарооборота на рынке мировой торговли в реальном выражении вырастет предположительно с 10 трлн долл. в 2013 г. до 18 трлн долл. в 2030 г. Такое увеличение реальных оборотов торговли — на 3,3% в год — будет играть важнейшую роль в развитии мировой экономики.
Большая населенность и более низкий уровень жизни в азиатских странах, прежде всего в Китае, приведет, констатирует PwC, к тому, что потребительский спрос будет быстро расти, а экономика — увеличиваться на 6% в год. К 2030 г. Китай может стать участником 12 из 20 крупнейших двусторонних торговых потоков; США и Германия будут участвовать лишь в 5 из 20 (см. таблицу).
К 2030 г. торговые связи между Китаем и Индией, а также другими странами Юго-Восточной Азии, например Малайзией, Индонезией и Сингапуром, будут играть еще более важную роль в международной торговле. Азия быстро увеличивает свой вес в мировой экономике и вынуждена откликаться на стремительно растущие запросы потребителей. PwC пишет, что с 2012 г. расходы потребителей в семи крупнейших странах с развивающейся экономикой (Китай, Индия, Бразилия, Мексика, Россия, Индонезия, Турция) росли в четыре раза быстрее, чем в странах «семерки» (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Канада, Италия).
В течение прогнозируемого периода до 2030 г. объем торговли между странами с развивающейся экономикой будет ежегодно расти на 6%, что почти в два раза превысит средние темпы роста по миру. Вполне вероятно, что страны Азии станут играть ведущую роль в мировой торговле. Ожидается, что Китай укрепит свой статус крупнейшего центра мировой торговли товарами. «Следует ожидать, что усилится превосходство Китая над США в борьбе за титул страны, наиболее часто представленной в мировом рейтинге 20 крупнейших двусторонних торговых потоков, что является еще одним доказательством перемещения экономической мощи с Запада на Восток», — пишут аналитики PwC.
Партнеры и торговый оборот, млрд долл. США
2013 |
2030 | ||||
1. |
Китай — США |
491 |
1. |
Китай — США |
716 |
2. |
Китай — Япония |
279 |
2. |
Китай — Япония |
390 |
3. |
Китай — Южная Корея |
237 |
3. |
Китай — Южная Корея |
366 |
4. |
Германия — Франция |
225 |
4. |
Германия — Франция |
277 |
5. |
Япония — США |
200 |
5. |
Япония — США |
244 |
6. |
Германия — США |
165 |
6. |
Китай — Германия |
240 |
7. |
Китай — Германия |
157 |
7. |
Китай — Индия |
214 |
8. |
Германия — Великобритания |
143 |
8. |
Германия — США |
209 |
9. |
Германия — Италия |
134 |
9. |
Китай — Сингапур |
208 |
10. |
Китай — Австралия |
125 |
10. |
Китай — Австралия |
205 |
11. |
Великобритания — США |
110 |
11. |
Китай — Малайзия |
189 |
12. |
Южная Корея — США |
104 |
12. |
Китай — Индонезия |
179 |
13. |
Франция — Италия |
96 |
13. |
Германия — Великобритания |
178 |
14. |
Китай — Сингапур |
94 |
14. |
Китай — Бразилия |
165 |
15. |
Гонконг — США |
92 |
15. |
Китай — Саудовская Аравия |
164 |
16. |
Япония — Южная Корея |
91 |
16. |
Германия — Италия |
163 |
17. |
Китай — Бразилия |
82 |
17. |
Гонконг — США |
146 |
18. |
Сингапур — Малайзия |
82 |
18. |
Китай — ОАЭ |
144 |
19. |
ОАЭ — Индия |
80 |
19. |
Южная Корея —США |
142 |
20. |
Китай — Малайзия |
77 |
20. |
ОАЭ — Индия |
141 |