Система опережающих индикаторов, разработанная Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, по данным статистики на 1 сентября этого года, указывает и на значимую вероятность развития кризисных процессов в перспективе ближайшего года (сохранение ситуации вялотекущего кризиса в банковской системе, возможность возникновения неглубокой рецессии в экономике), и на возможные механизмы выхода из них в более длительной перспективе.
С одной стороны, размышляют эксперты ЦМАКП, такие частные опережающие индикаторы, как динамика мировых цен на нефть, рост стоимости денег, в российской экономике сигнализируют о новых негативных импульсах, способствующих реализации системных рисков. С другой стороны, несколько частных опережающих индикаторов сигнализируют о том, что в результате первой волны шоков в экономике включился ряд «встроенных стабилизаторов»: под влиянием ослабления рубля началось улучшение торгового баланса и сальдо по текущим операциям, из-за большей осторожности экономических агентов повысилась сбалансированность их доходов и расходов, прекратило ухудшаться отношение долга к доходам, вследствие погашения части внешнего долга улучшилось его отношение к международным резервам.
По расчетам ЦМАКП, сводный опережающий индикатор (СОИ) системного банковского кризиса по-прежнему превышает критический порог (значение СОИ на начало сентября — 0,105 при пороговом уровне 0,098). Однако аналитики Центра видят и «свет в конце туннеля»: на протяжении последних шести месяцев (и август не был исключением) СОИ возникновения системного банковского кризиса устойчиво снижается. Это улучшение происходит вследствие действия позитивных изменений трех частных индикаторов, входящих в состав СОИ:
- динамика реального эффективного курса рубля. Наблюдается тенденция к снижению этого курса. До тех пор, пока такое снижение не является обвальным, оно, при прочих равных условиях, ведет к улучшению позиций предприятий, конкурирующих с импортом, а также финансового положения экспортеров. Это, считают эксперты ЦМАКП, при прочих равных условиях, в перспективе может способствовать восстановлению их прибыльности;
- изменение уровня безработицы за скользящий год. Процесс увеличения уровня безработицы пока приостановился. Если такая ситуация сохранится в течение определенного времени, это, полагают эксперты, при прочих равных условиях, приведет к прекращению увеличения рисков неплатежеспособности заемщиков — физических лиц;
- отношение кредитов предприятиям и населению к ВВП. Прирост этого отношения прекратился из-за охлаждения рынка кредитования физических лиц. Это создает предпосылки для стабилизации уровня долговой нагрузки на доходы экономических агентов.
Аналитики ЦМАКП не исключают, что в ближайшие месяцы в результате развития этих тенденций СОИ уйдет ниже своего критического порога.
Что касается сводного опережающего индикатора возникновения масштабной рецессии, то к началу сентября его значение сохранилось на июльском уровне (0,11). Этот индикатор уже четыре месяца находится ниже порогового уровня, отделяющего низкую вероятность данного события от высокой (0,18). Однако, принимая во внимание, что индикатор рецессии подавал сигнал о приближении макроэкономического кризиса в течение трех месяцев — с февраля по апрель 2014 г., эксперты ЦМАКП оценивают вероятность перехода к отрицательным темпам прироста годового ВВП вплоть до апреля 2015 г. как высокую.
Основными частными индикаторами, обусловившими возвращение СОИ в «безопасную зону» в последние месяцы, являются рост бизнес-уверенности российских компаний, снижение СОИ системного кризиса в банковском секторе и рост профицита сальдо счета текущих операций.
Негативные факторы, способные в перспективе ослабить действие позитивных факторов — дальнейший рост ставок на межбанковском рынке (рост стоимости денег) и ухудшение соотношения между привлеченными и размещенными ресурсами банков (вследствие интенсификации оттока депозитов из банков).
В обобщенном виде вероятность реализации различных видов системных рисков ЦМАКП представил так:
- возникновение системного банковского кризиса (до сентября 2015 г.) — высокая;
- продолжение системного банковского кризиса (с сентября 2015 г.) — низкая;
- возникновение рецессии в российской экономике (до апреля 2015 г.) — высокая;
- системные кредитные риски (до апреля 2015 г.) — средняя;
- системные валютные риски (до декабря 2014 г.) — средняя;
- системные риски ликвидности (до марта 2015 г.) — средняя.
Сводный опережающий индикатор входа в рецессию, 2014 г.
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
0,16 |
0,18 |
0,20 |
0,21 |
0,16 |
0,12 |
0,11 |
0,11 |
Примечание: порог 0,18 — граница высокой вероятности наступления идентифицирумого события.
ИСТОЧНИК: ЦМАКП