Новое Положение Банка России о стандартах эмиссии ценных бумаг не внесло значимых изменений в положения об эмиссии акций, большая часть нововведений касается порядка нового типа облигаций с залоговым обеспечением денежными средствами или выпуска облигаций с обеспечением с разной очередностью исполнения обязательств. Данные нововведения обусловлены вступлением в силу с 1 июля 2014 г. изменений в гражданском законодательстве, внесенных Федеральным законом от 21.12.2013 № 379-ФЗ.
Новое Положение о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденное Банком России 11.08.2014 № 428-П (далее — Положение), вступит в силу 17 октября 2014 г. и заменит действовавшие до этого стандарты эмиссии, утвержденные приказом ФСФР России от 04.07.2013 № 13-55/пз-н.
Принятие нового Положения обусловлено изменениями, внесенными в Гражданский кодекс РФ и законодательство о рынке ценных бумаг, затрагивающими в том числе особенности эмиссии облигаций в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2013 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В частности, Положение предусматривает необходимость предоставления в регистрирующий орган дополнительных документов в таких случаях, как государственная регистрация выпуска облигаций с обеспечением эмитента — специализированного общества, а также при государственной регистрации эмиссии облигаций с залоговым обеспечением денежными средствами или выпуска облигаций с обеспечением с разной очередностью исполнения обязательств.
Также расширен перечень сведений, указываемых в решении о выпуске облигаций с залоговым обеспечением (в частности, если предметом залога являются денежные требования).
Со дня вступления Положения в силу соответствующие анкеты эмитентов, заявления на государственную регистрацию выпусков, уведомления, отчеты, справки и решения (а также изменения, вносимые в них) должны быть оформлены в соответствии с Приложениями к Положению.
Следует помнить, что данное Положение не применяется при эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, а также при эмиссии облигаций Банка России. А при эмиссии кредитными организациями акций, облигаций, опционов эмитента документ используется с учетом инструкции Банка России от 27.12.2013 № 148-И.
Эмиссия облигаций с залогом денежных требований
Напомним, что 1 июля 2014 г. вступили в силу две статьи: ст. 27.3-1, предусматривающая особенности обеспечения обязательств из облигаций с залогом денежных требований, и ст. 27.5-6, устанавливающая особенности облигаций с обеспечением с разной очередностью исполнения обязательств.
Согласно названным нормам предметом залога по облигациям с залоговым обеспечением могут быть только денежные требования, принадлежащие эмитенту таких облигаций. Предметом залога не могут быть денежные требования, обремененные залогом или иными правами третьих лиц.
Кроме того, денежные требования, являющиеся предметом залога по облигациям эмитента, не могут становиться предметом еще одного залога в обеспечение других требований (последующий залог). Исключение составляет последующий залог требований владельцев облигаций других выпусков того же эмитента и требований кредиторов по договорам эмитента, если указание на обеспечение этих требований содержится в условиях выпуска облигаций эмитента.
Денежные суммы, полученные залогодателем от его должников в счет исполнения обязательств, денежные требования по которым являются предметом залога по облигациям, подлежат зачислению на залоговый счет, банковские реквизиты которого указываются в условиях выпуска облигаций (п. 4 ст. 27.3-1 Закона о рынке ценных бумаг).
Условиями выпуска облигаций с залоговым обеспечением может быть предусмотрено право залогодателя, являющегося эмитентом таких облигаций, без согласия их владельцев за счет находящихся на залоговом счете денежных сумм приобретать денежные требования, аналогичные денежным требованиям, которые указаны в качестве предмета залога в условиях выпуска таких облигаций. При этом критерии денежных требований, которые эмитент вправе приобретать, должны быть определены условиями выпуска облигаций с залоговым обеспечением. В этом случае приобретаемые эмитентом денежные требования считаются находящимися в залоге у владельцев облигаций с залоговым обеспечением с момента перехода к эмитенту прав на указанные денежные требования.
У эмитента облигаций с залоговым обеспечением также появилась обязанность осуществлять учет находящихся в залоге по облигациям денежных требований и зачисленных на залоговый счет денежных сумм или поручить ведение такого учета кредитной организации, в которой открыт залоговый счет. Требования к порядку осуществления такого учета устанавливаются нормативными актами Банка России (п. 8 ст. 27.3-1 Закона о рынке ценных бумаг).
В связи с этим по новым стандартам эмиссии решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций с залоговым обеспечением денежными требованиями должно содержать сведения об обязательствах, из которых вытекают закладываемые денежные требования, и о должниках залогодателя — эмитента по таким обязательствам.
В решении о выпуске облигаций с таким обеспечением также должны содержаться:
- указание на то, что залогодателем является эмитент. Если на дату утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций с залоговым обеспечением денежными требованиями составляющие предмет залога денежные требования, не являющиеся будущими денежными требованиями, не перешли в собственность эмитента, дополнительно указывается на это обстоятельство и раскрывается срок (предполагаемый срок) передачи (уступки) таких денежных требований. При этом указанный срок не может быть позднее даты начала размещения облигаций с залоговым обеспечением денежными требованиями, предусмотренной решением об их выпуске (дополнительном выпуске);
- банковские реквизиты залогового счета, на который подлежат зачислению денежные суммы, полученные залогодателем-эмитентом от его должников в счет исполнения обязательств, денежные требования по которым являются предметом залога по облигациям;
- сведения о запретах и ограничениях по распоряжению денежными средствами на залоговом счете, а если соответствующие ограничения устанавливаются в отношении твердой денежной суммы (речь идет о сумме, в отношении которой залогодатель-эмитент не вправе без согласия в письменной форме залогодержателей — владельцев облигаций давать банку распоряжения, в результате исполнения которых сумма денежных средств на залоговом счете станет ниже указанной твердой денежной суммы, а банк не вправе исполнять такие распоряжения) — размер такой суммы или порядок его определения, а также указание на возможность уменьшения размера твердой денежной суммы соразмерно исполненной части обеспеченных залогом денежных требований обязательств по облигациям;
- исчерпывающий перечень и предельный размер выплат, для осуществления которых эмитент вправе использовать денежные суммы, зачисленные на залоговый счет, или указание на то, что денежные суммы, зачисленные на залоговый счет, используются эмитентом только для исполнения обязательств по облигациям или осуществления выплат в соответствии с требованиями федеральных законов;
- критерии денежных требований, которые эмитент вправе приобретать без согласия владельцев облигаций за счет находящихся на залоговом счете денежных сумм, или указание на то, что такое право эмитента не предусматривается (п. 21.21.5 Положения).
Кроме того, в решении о выпуске (дополнительном выпуске) должны содержаться сведения о страховании риска убытков, связанных с неисполнением обязательств по закладываемым денежным требованиям (наименование страховщика, страхователя и выгодоприобретателя, их место нахождения, размер страховой суммы, описание страхового случая, номер, дата заключения и срок действия договора страхования), если таковое проводилось.
Если предметом залога по облигациям является совокупность денежных требований или будущих денежных требований, сведения об обязательствах, из которых вытекают закладываемые денежные требования, и о должниках залогодателя могут быть указаны общим образом, то есть посредством данных, позволяющих индивидуализировать закладываемые денежные требования и определить лиц, которые являются или на момент обращения взыскания на предмет залога будут являться должниками по этим обязательствам (абз. 3 п. 21.21.1 Положения).
Облигации с различной очередностью исполнения денежных обязательств
Изменениями в Законе о рынке ценных бумаг также предусматривается возможность установления различной очередности исполнения денежных обязательств из облигаций разных выпусков или договоров, которые заключены эмитентом, и исполнение которых обеспечивается за счет одного и того же обеспечения.
В этом случае исполнение обязательств последующей очереди с наступившим сроком исполнения допускается только после надлежащего исполнения обязательств предыдущей очереди с наступившим сроком исполнения.
Условия выпуска таких облигаций должны содержать сведения об иных выпусках облигаций и (или) о договорах, которые заключены эмитентом и обязательства по которым обеспечиваются за счет одного и того же обеспечения, и сведения об обязательствах каждой очереди (п. 1 ст. 27.5-6 Закона о рынке ценных бумаг).
Помимо этого, в решении о выпуске таких облигаций должно содержаться указание на то, применяется ли установленная очередность исполнения обязательств с одним и тем же обеспечением в отношении суммы неустойки, иных штрафных санкций, а также убытков, подлежащих уплате владельцам облигаций в соответствии с условиями их выпуска и (или) кредиторам в соответствии с условиями заключенных эмитентом договоров.
При этом, как указывается в Положении, в случае установления очередности исполнение обязательств последующей очереди с наступившим сроком исполнения допускается только после надлежащего исполнения обязательств предыдущей очереди с наступившим сроком исполнения.
Установленная очередность исполнения обязательств применяется при исполнении обязательств за счет предоставленного обеспечения, в том числе при обращении взыскания на предмет залога и (или) получении денежных средств за счет предоставленного обеспечения, а также при досрочном погашении облигаций и (или) досрочном исполнении денежных обязательств по заключенным эмитентом договорам (п. 21.27 Положения).
Замена эмитента облигаций — специализированного общества
В соответствии с новой редакцией Закона о рынке ценных бумаг к специализированным обществам относятся специализированное финансовое общество и специализированное общество проектного финансирования. Целями и предметом деятельности специализированного финансового общества являются приобретение имущественных прав требовать исполнения от должников уплаты денежных средств по кредитным договорам, договорам займа и (или) иным обязательствам, включая права, которые возникнут в будущем из существующих или из будущих обязательств, приобретение иного имущества, связанного с приобретаемыми денежными требованиями, в том числе по договорам лизинга и договорам аренды, и осуществление эмиссии облигаций, обеспеченных залогом указанных денежных требований.
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) с 1 июля 2014 г. был дополнен параграфом 3, содержащим порядок и особенности банкротства специализированного общества и ипотечного агентства.
Так, согласно новой ст. 230.1 Закона о банкротстве заявление о признании специализированного общества банкротом подается представителем владельцев облигаций специализированного общества (далее — представитель владельцев облигаций) на основании решения общего собрания владельцев облигаций.
В случае эмиссии облигаций с одним залоговым обеспечением двух и более выпусков заявление о признании специализированного общества банкротом подается представителем владельцев облигаций на основании решения общего собрания владельцев облигаций выпуска, в отношении которого в соответствии с условиями выпуска облигаций исполнение обязательств осуществляется в первую очередь по отношению к облигациям иных выпусков такого специализированного общества. Решение общего собрания владельцев облигаций иных выпусков при этом не требуется.
К заявлению представителя владельцев облигаций о признании специализированного общества банкротом прилагаются протокол общего собрания владельцев облигаций и заверенная надлежащим образом копия решения о выпуске облигаций.
Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве специализированного общества не применяются. Кредиторы вправе предъявить свои требования к специализированному обществу в течение месяца с даты включения сведений о признании специализированного общества банкротом и об открытии конкурсного производства в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Требования кредиторов с залоговым обеспечением удовлетворяются в рамках требований кредиторов третьей очереди с особенностями, предусмотренными Законом.
Помимо этого, в случае принятия арбитражным судом решения о признании специализированного общества — эмитента облигаций, обеспеченных залогом, банкротом и об открытии конкурсного производства все обязательства по таким облигациям могут быть переданы другому специализированному обществу с согласия владельцев облигаций путем принятия решения общим собранием владельцев облигаций.
Банк России в новом Положении, предусмотрел в этом случае представление дополнительных документов для регистрации изменений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций с обеспечением эмитента — специализированного общества при замене такого эмитента в случае его банкротства (п. 9.10 Положения).
В частности, дополнительно потребуется предоставить:
- копию (выписку из) протокола общего собрания владельцев облигаций, которым принято решение о согласии на замену эмитента — специализированного общества, признанного арбитражным судом банкротом в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
- копию (выписку из) протокола собрания кредиторов специализированного общества, которым принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о передаче имущества, составляющего залоговое обеспечение облигаций специализированного общества, новому эмитенту таких облигаций;
- копию определения арбитражного суда об удовлетворении ходатайства собрания кредиторов специализированного общества и о передаче имущества, составляющего залоговое обеспечение облигаций специализированного общества, новому эмитенту таких облигаций вместе с обязательствами по указанным облигациям.
Кроме того, решение о выпуске облигаций — специализированного общества может предусматривать, что требования владельцев облигаций, не удовлетворенные за счет средств, полученных в результате реализации заложенных денежных требований при обращении на них взыскания, а в случае предоставления иного обеспечения — за счет такого обеспечения, считаются погашенными (п. 21.26 Положения).
К сведению
Помимо указанных выше особенностей, каких-либо кардинальных нововведений существующее Положение не содержит, однако при его применении стоит быть внимательным, например, со сроками направления регистрирующим органом уведомления о регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Если ранее такой срок составлял три дня, то теперь Банк России исправил эту оплошность, уточнив, что речь идет о рабочих днях (см. п. 5.13, 5.14 Положения). Не содержит это Положение и особенностей эмиссии коммерческих облигаций и облигаций, выпущенных по программе облигаций, введенных Федеральным законом от 21.07.2014 № 218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ».
Суть программы облигаций заключается в том, что решение о выпуске облигаций должно состоять из двух частей — первой, содержащей общие права условия выпусков и права владельцев облигаций (программа облигаций), и второй — содержащей конкретные условия отдельных выпусков облигаций.
Упомянутая программа может применяться только для документарных облигаций, с обязательным централизованным хранением без залогового обеспечения, при этом такие облигации не должны предоставлять их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости и процента от нее, а выплата номинальной стоимости и процентов по таким обязательствам осуществляется только денежными средствами.
Так, программа облигаций должна содержать:
- полное наименование эмитента и место его нахождения;
- дату принятия решения об утверждении программы облигаций, которое является решением о размещении облигаций в рамках программы облигаций, и наименование уполномоченного органа эмитента, принявшего решение об утверждении программы облигаций;
- права владельцев облигаций, определяемые общим образом;
- максимальную сумму номинальных стоимостей облигаций, которые могут быть размещены в рамках программы облигаций;
- максимальный срок погашения облигаций, размещаемых в рамках программы облигаций; n срок действия программы облигаций (срок, в течение которого могут быть утверждены условия отдельного выпуска облигаций в рамках программы облигаций);
- подпись лица, осуществляющего функции исполнительного органа эмитента, и печать эмитента.Далее на основании программы облигаций эмитент утверждает для каждого выпуска отдельное решение. Если одновременно с программой облигаций был зарегистрирован проспект ценных бумаг, для каждого отдельного выпуска облигаций регистрация проспекта уже не требуется (п. 9 ст. 27.5-2 Закона о рынке ценных бумаг).
Основная особенность: в отличие от общего порядка в данном случае утверждение отдельного выпуска осуществляется генеральным директором эмитента, а не советом директоров или общим собранием акционеров.
Государственная регистрация программы облигаций осуществляется по стандартным правилам, предусмотренным для выпуска облигаций. Срок регистрации каждого конкретного выпуска — десять рабочих дней, в случае регистрации проспекта — 30 рабочих дней.
Коммерческие облигации, по сути, являются аналогом биржевых облигаций, а их отличительной чертой является то, что выпуск коммерческих облигаций регистрируется Центральным депозитарием (а не биржей, как это происходит в отношении биржевых облигаций). И сами облигации могут размещаться только путем закрытой подписки (ст. 27.5-2 Закона о рынке ценных бумаг). В остальном требования к этим финансовым документам идентичны.