Фильм ужасов Cybernatural, снятый в Голливуде российским продюсером Тимуром Бекмамбетовым и режиссёром Леваном Габриадзе, удостоился специального упоминания жюри за техническое и концептуальное решение и приза зрительских симпатий с формулировкой «За самый инновационный фильм» на фестивале жанрового кино «Фантазия» в Монреале. Именно там и состоялась мировая премьера фильма, который пока не имеет официального названия на русском языке. Дата выхода кино в России пока также не определена. В США картина будет выпущена в прокат 10 апреля 2015 г. Она снята в жанре found footage («найденная плёнка»), её бюджет составляет 500 000 долларов.
Действие фильма разворачивается на экране компьютера. Героиня киносюжета общается со своими приятелями в «Скайпе». Всё это происходит после того, как их одноклассница год назад покончила с собой после травли в Интернете. Неожиданно к разговору друзей присоединяется седьмой участник, который постепенно погружает подростков в ужас.
«Я давно хотел снять фильм, в котором действие разворачивается на экране компьютера, но никто не верил, что будет интересно 90 минут наблюдать только за мониторами героев, — рассказал РИА «Новости» Тимур Бекмамбетов. В конце концов силами студии Bazelevz в Лос-Анджелесе мы с коллегами сделали этот фильм».
Для съёмок был арендован большой коттедж в Лос-Анджелесе, в котором были созданы декорации шести комнат главных героев, которые по сюжету находятся каждый у себя дома. Актёры общались друг с другом, сидя на разных этажах и глядя в камеру своего ноутбука.
По словам Бекмамбетова, в течение года съёмочная группа разрабатывала новый киноязык. Главная сложность заключалась в монтаже. Работа велась с 30 видеодорожками, на каждую из которых были записаны отдельные элементы: движение курсора мышки на мониторе, сворачивание окон, текст в чате и т.д.
«Чтобы сделать обычную монтажную склейку, нам приходилось разрезать и передвигать десятки дорожек, но в результате мы разработали новую технологию, которую планируем использовать и дальше».
Дистрибуцией и маркетингом фильма займётся компания Universal. Решение о приобретении прав на фильм представители компании приняли, оценив результаты тестовых показов и интерес со стороны зрителей. Для Бекмамбетова это уже не первый опыт сотрудничества с Universal, для которой в 2008 г. он снял боевик «Особо опасен» с Анджелиной Джоли, Джеймсом МакЭвоем и Морганом Фриманом в главных ролях.
Сопродюсером картины выступил Джейсон Блум, один из создателей хоррор-франшизы «Паранормальное явление», а также фильмов «Астрал» и «Синистер».
Тем временем сопродюсеры режиссёра Бекмамбетова по фильму «Горько!», Илья Бурец и Дмитрий Нелидов, просят создателей «Левиафана» уступить место их комедии в выдвижении на престижную американскую премию «Оскар» и выдвинуть свою кандидатуру в следующем году после проведения полноценного проката. По итогам голосования комедия заняла второе место.
Возмущение продюсеров вызвал факт ограниченного коммерческого проката «Левиафана», который имел место лишь в одном из кинотеатров Санкт-Петербурга. После чего фильм Звягинцева всё же прошёл по квалификации и был включён в список картин, претендующих на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Прокатчики Илья Бурец и Дмитрий Нелидов утверждают, что было совершено нарушение регламента Американской киноакадемии, требующего, чтобы фильм-соискатель был выпущен в прокат в период с 1 октября 2013 г. по 30 сентября 2014 г. После чего он должен не менее недели идти в прокате в коммерческом кинотеатре.
«Левиафан», по словам заявителей, соответствует этим условиям формально. Недельный прокат картины в единственном российском кинотеатре был организован специально для участия в оскаровской гонке. «Картина не была оценена широкой зрительской аудиторией и даже не имела такой возможности», — утверждают продюсеры.
При этом прокатчики указывают, что «Горько!» посмотрели на больших экранах свыше 4,5 миллионов человек в 1,5 тысячах кинотеатров. Главным достоинством картины, помимо коммерческого успеха, Бурец и Нелидов считают то, что она «как нельзя лучше отражает национальный характер и самобытность российского народа».
По мнению прокатчиков, «Горько!» «в отличие от многих отечественных фестивальных картин, сделан не с пренебрежением и даже презрением к нему, а с искренним сочувствием и любовью».
«Горько!» режиссёра Жоры Крыжовникова является самым прибыльным отечественным фильмом в истории российского кинопроката. При бюджете в 1,5 миллиона долларов комедия собрала 25,5 миллионов долларов. Фильм является номинантом престижных российских премий.
Драма Андрея Звягинцева«Левиафан», выдвинутая от России на соискание премии Американской киноакадемии, в прошедшие выходные получила главный приз 58-го Лондонского киносмотра.
Несмотря на долгую историю фестиваля в Лондоне, приз за лучший фильм выдаётся только с 2009 г. Продюсер Джереми Томас, возглавлявший жюри, сказал, что по вопросу лучшего фильма решение было единогласным: «Нас одинаково затронули грандиозность и тематика фильма».
Премьера же «Левиафана» состоялась на Каннском кинофестивале, где лента получила приз за лучший сценарий.
До этого от рассмотрения Российским оскаровским комитетом отозвал свой фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» один из основных претендентов на американскую награду кинорежиссёр Андрей Кончаловский, получивший на 71-м Венецианском кинофестивале «Серебряного льва» за лучшую режиссуру. Режиссёр уведомил об этом в письме председателя комитета Владимира Меньшова. По мнению Кончаловского, голливудское кино — отнюдь не стандарт качества, а идея Запада о своём культурном доминировании давно себя изжила.