Минфин России в письме от 19.09.2014 № 03-07-11/46938 изменил свою позицию по вопросу обложения НДС операций по распространению рекламных материалов. Подробности — в нашем комментарии.
Раздача каталогов, брошюр, листовок и других рекламных материалов является одним из видов рекламных мероприятий, цель которых состоит в привлечении внимания к объекту рекламирования. Поскольку в результате такой раздачи происходит переход права собственности на эти материалы, возникает вопрос: нужно ли данную операцию облагать НДС?
Раньше Минфин России считал, что раздача рекламных каталогов, брошюр, буклетов, флаеров, листовок облагается НДС. Обосновывали финансисты свою позицию тем, что рекламные материалы, исходя из положений п. 3 ст. 38 НК РФ, следует рассматривать как товар, то есть как имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Реализацией товаров признается передача права собственности на товары (п. 1 ст. 39 НК РФ). А операции по реализации товаров на территории РФ, в том числе и на безвозмездной основе, являются объектом налогообложения по НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Освобождаются от налогообложения только операции по передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Такая точка зрения изложена в письмах Минфина России от 25.10.2010 № 03-07-11/424, от 10.06.2010 № 03-07-07/36, от 21.10.2008 № 03-07-11/338.
Но суды считали иначе. Они отмечали, что раздача каталогов, брошюр в рекламных целях не может быть квалифицирована как безвозмездная передача товара в смысле ст. 146 НК РФ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.04.2008 № А56-27116/2007). Рекламные материалы не обладают потребительской ценностью для получателя, не имеют рыночной стоимости, не могут быть реализованы на рынке, то есть не являются товаром в понимании, изложенном в НК РФ. А значит, операции по их передаче потребителям не должны облагаться НДС (постановления ФАС Московского округа от 10.12.2009 № КА-А40/13309-09, от 17.07.2009 № КА-А40/6445-09).
Точку в спорах поставил Пленум ВАС РФ, который в п. 12 постановления от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» дал разъяснения арбитражным судам о порядке обложения НДС операций по передаче рекламных материалов потребителям. Высшие арбитры указали, что распространение рекламных материалов является частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж. Такая операция не формирует самостоятельный объект налогообложения по НДС. Но есть одно условие: эти рекламные материалы не должны отвечать признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве.
В комментируемом письме специалисты Минфина России рекомендовали по рассматриваемому вопросу руководствоваться вышеуказанной позицией ВАС РФ. Финансисты также отметили, что «входной» НДС по такой продукции, уплаченный ее поставщикам, к вычету не принимается.