Санкционная война 2014 г. потребовала срочного пересмотра всей парадигмы развития отечественной агропродовольственной сферы и внешней торговли продовольствием. Под угрозой продуктовая независимость и продовольственная безопасность страны. Такой вывод сделан на круглом столе по вопросам развития агропромышленного комплекса в условиях международных санкций, прошедшем в середине октября в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте России.
Участники дискуссии посчитали, что санкции Запада носят системный, долговременный характер и направлены на наиболее уязвимые секторы российской экономики, в том числе на сельское хозяйство и продовольственную сферу.
На первом месте вымывание малых форм хозяйствования
Доктора экономических наук Наталья Шагайда и Василий Узун из Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС представили доклад «Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции и угрозы» и на первое место среди вызовов времени поставили вымывание малых форм хозяйствования и чрезмерную концентрацию сельскохозяйственного производства.
Ученые еще раз подтвердили верность тезисов, регулярно публикуемых в «ЭЖ», в том числе под рубрикой «Муниципальный форум», об отсутствии баланса между крупным товарным производством, мелкотоварными хозяйствами и нетоварным обеспечением населения продовольственными продуктами.
Основные признаки разбалансированности сельскохозяйственного производства и переработки аграрной продукции докладчики видят в том, что:
- сокращается число малых форм хозяйствования в сельской местности;
- не обеспечиваются равные условия государственной поддержки аграрных товаропроизводителей;
- продолжается концентрация производства в холдингах;
- отсутствуют ограничения по сосредоточению поголовья сельскохозяйственных животных на единицу площади сельхозугодий.
По мнению ученых, концентрация производства чревата рисками:
- быстрого и масштабного распространения заболеваний животных;
- срыва продовольственного обеспечения регионов при банкротстве предприятий;
- чрезмерного давления на природную среду.
Вывод в докладе идентичен высказываниям и предложениям многих авторов «ЭЖ»:
а) целесообразно поддерживать развитие малого бизнеса на селе;
б) надо регулировать концентрацию производства в пределах отдельных предприятий.
К этому стоит добавить, что такой разворот сельскохозяйственного производства многократно увеличивает значимость и ответственность муниципального управления в сельской местности. Будь то в отдельно взятом поселении или в целом в муниципальном районе на принципах муниципально-частного партнерства. Авторы «ЭЖ» не раз высказывались о том, что органы местного самоуправления получат колоссальный стимул по развитию территорий посредством партнерства с малым аграрным бизнесом, если они перестанут быть безучастными наблюдателями рынка земельных отношений.
Но для этого надо завершить земельную реформу, считают Н. Шагайда и В. Узун. По их сведениям, полученным на основе исследований, статистических данных, оперативных сводок Министерства сельского хозяйства, 92,5% государственных сельскохозяйственных земель не разграничены между государством, регионами Федерации и сельскими муниципалитетами. Незавершенность земельной реформы создает условия для теневого оборота земли. К примеру, в северокавказских республиках земельные угодья закреплены в постоянное (бессрочное) пользование за сельскохозяйственными организациями, хотя подавляющая часть сельскохозяйственной продукции производится в хозяйствах граждан. Необходимо ввести механизмы легальной передачи земли тем, кто реально работает на земле. Нужен также механизм компенсации тем, кто не смог реализовать свои права на землю.
Собственниками стали миллионы, а производство сократилось
У нас появились миллионы новых собственников земли, что очень хорошо, но уровень сельскохозяйственного производства значительно снизился. Мы до сих пор не можем восстановить дореформенное производство зерна, мяса, молока, картофеля и других продуктов питания, указывается в сообщении академика РАН Эльмиры Крылатых и доктора экономических наук Виктора Лищенко. По их мнению, продовольственное изобилие в продуктовых магазинах «произошло главным образом за счет роста импортных поставок». В 2013 г. валовая продукция сельского хозяйства России составила в денежном выражении 2,18 трлн руб., а импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья достиг нового рекорда в 1,36 трлн руб. Эти и другие объективные показатели должны стать отправной точкой при оценке текущего реального состояния продовольственной независимости и безопасности России, убеждены ученые.
Они резко раскритиковали позицию Министерства сельского хозяйства в сфере мясного животноводства и заложенные в Доктрине продовольственной безопасности РФ параметры обеспечения россиян мясом и мясопродуктами к 2020 г. или при неблагоприятном развитии ситуации — к 2022—2023 гг. Специалисты Минсельхоза и Института питания РАН исходят из того, что среднедушевое потребление мяса достаточно на уровне 75—76 кг в год. Значит, производство мяса скота и птицы надо довести до 10,8 млн т к рубежным датам.
«Это — ложный сигнал для всех отечественных мясопроизводящих отраслей и всего мясного рынка», — заявляют ученые. По их сведениям, уже сейчас в США и других странах — лидерах экономического развития каждый среднестатистический гражданин потребляет в течение года 90—100 кг мяса скота и птицы.
Объем производства мяса надо к 2020 г. довести не до 10,8 млн т, а как минимум до 14—15 млн т. А если учесть еще необходимость создания государственного резерва, возможность экспортных поставок и экстренную международную помощь, то получается никак не меньше 18—19 млн т. Баланс мяса при этом, по расчетам академика Э. Крылатых и ее коллег, должен быть следующим:
- 47% — мясо птицы;
- 29—32% — свинина;
- 17—21% — говядина;
- 5—6% — баранина.
Ученые не уточняют распределение производства мясной продукции между крупными товаропроизводителями и мелкими. Зато в молочной отрасли они ставят знак равенства между крупнотоварным и мелкотоварным производством и считают еще необходимым принятие мер государственной поддержки нетоварного производства молока, то есть в личных сельских подворьях. Э. Крылатых и В. Лищенко предлагают на основе передовых практик организации и управления молочной индустрией Нидерландов, США, Франции принять Национальную программу развития молочного скотоводства и молочной промышленности на 2015—2030 гг. Реализация такого масштабного проекта позволит России вернуть себе позиции мирового лидера по производству молока, утерянные после 1990 г.
Участники круглого стола в РАНХиГС надеются, что в диалог с наукой очень скоро вступит практика — бизнес и индивидуальное предпринимательство, государственное и муниципальное управление.
Доля крупнейших производителей свинины в РФ, по состоянию на 27.08.2014
Компания |
Производство |
Доля в общем производстве,
|
ГК «Мираторг» |
356 |
13,7 |
ГК «Черкизово» |
158 |
6,1 |
ООО «Агро-Белогорье» |
148 |
5,7 |
ГК «Русагро» |
116 |
4,5 |
Итого |
778 |
30 |
ИСТОЧНИК: Национальный союз свиноводов
Крупнейшие производители мяса кур в РФ, по состоянию на 27.08.2014
Компании |
Производство |
Доля в общем в тыс. т
|
«Приосколье» |
462 |
12,1 |
«Черкизово» |
342 |
8,9 |
«Белгранкорм» |
217 |
5,7 |
ГАП «Ресурс» |
201 |
5,2 |
Птицефабрика «Северная» |
170 |
4,4 |
Всего: |
1392 |
36,3 |
ИСТОЧНИК: РАНХиГС по данным Спарк-Интерфакса
Прямые или косвенные учредители крупнейших российских производителей сахара, по состоянию на 15.02.2014
Холдинги |
Доля
|
Уровень
|
Место
|
Доля в общем
|
1 |
53 |
первый |
Лихтенштейн |
10,19 |
2 |
99,9/100 |
второй |
Кипр |
11,59 |
3 |
100 |
первый |
Франция |
7,21 |
4 |
99,9 |
первый |
Кипр |
18,43 |
5 |
100 |
первый |
Кипр |
13,95 |
Итого |
61,37 |
|
|
|
ИСТОЧНИК: Спарк-Интерфакс
К сведению
Продовольственная безопасность существует тогда, когда все люди в любое время имеют физический и экономический доступ к достаточному количеству безопасной и питательной пищи, позволяющей удовлетворять их пищевые потребности и предпочтения для ведения активного и здорового образа жизни.
ИСТОЧНИК: Всемирный продовольственный саммит, Рим, 1996