Вместо двух национальных объединений саморегулируемых организаций (далее — СРО), включающих в себя СРО в сфере инженерных изысканий и СРО в сфере подготовки проектной документации, должно быть создано одно национальное объединение СРО. Федеральный закон был опубликован на следующий день после подписания Президентом РФ и в тот же день вступил в силу.
23 октября вступил в силу Федеральный закон от 22.10.2014 № 320-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» (далее — Закон № 320-ФЗ), внесший изменения в структуру национальных объединений СРО в сфере строительства, проектной документации и инженерных изысканий. Пока что таких национальных объединений три — отдельно для каждой из трех перечисленных сфер (ст. 55.20 ГрК РФ). Однако до конца текущего года два последних должны будут превратиться в общее национальное объединение. Решение о такой реорганизации должно быть принято в течение двух месяцев со дня вступления в силу указанного закона, то есть до 23 декабря, в порядке, предусмотренном уставами национальных объединений. Президенты реорганизуемых национальных объединений СРО продолжат осуществлять свои полномочия до окончания реорганизации этих объединений. Законом № 320-ФЗ также уточняется правовой статус президента национального объединения саморегулируемых организаций (включая объединение СРО в сфере строительства, которое под реорганизацию не подпадает) — срок его полномочий составит не два года, как сейчас, а четыре.
По мнению законодателя, правовыми последствиями слияния двух объединений в одну структуру станет совершенствование правового регулирования деятельности национальных объединений СРО, что позволит сэкономить средства на содержание их аппаратов.
Национальные объединения СРО создаются для выполнения определенных функций (ч. 8 ст. 55.20 ГрК РФ), в частности, такие объединения защищают интересы СРО соответствующих видов, а также представляют их интересы в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, формируют и обсуждают предложения по вопросам выработки государственной политики в области, соответственно, инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Кроме того, национальные объединения занимаются размещением средств компенсационного фонда СРО и осуществляют выплаты из него.
Несмотря на то что такие объединения не вправе вмешиваться в деятельность СРО (п. 9 ст. 55.20 ГрК РФ), фактически они могут влиять на сферу саморегулирования путем оказания различных консультаций СРО, а в случае выявления нарушений закона со стороны какой-либо СРО национальные объединения могут направлять уведомления в органы надзора за такой организацией.
Национальные объединения СРО задействованы и в механизме возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков в работах, допущенных членами СРО. Так, в случае исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО средства компенсационного фонда такой организации подлежат зачислению на счет Национального объединения СРО соответствующего вида и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной ответственности СРО по обязательствам членов такой организации, возникшим вследствие причинения вреда в случае недостатков работ (ч. 8 ст. 55.16 ГрК РФ).
К слову, изначально основной целью законопроекта № 262137-6, который затем был принят в качестве закона, являлось как раз изменение порядка возмещения причиненного вреда путем установления субсидиарной ответственности за причиненный вред СРО, наступающей после обращения с соответствующим требованием к лицу, выполнившему работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Однако в результате рассмотрения законопроекта в Госдуме эти предложения вылились в реорганизацию двух национальных объединений СРО.