Среди предлагаемых изменений в части банкротства сельскохозяйственных организаций: увеличение срока для удовлетворения требований кредиторов, по истечении которого должник может быть признан банкротом, введение дополнительных требований к арбитражным управляющим, корректировка порядка финансового оздоровления и внешнего управления.
Государственный совет Удмуртской Республики внес в Госдуму законопроект № 624480-5 с поправками в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), предусматривающими особенности банкротства сельхозорганизаций.
Важным нововведением является увеличение срока для удовлетворения сельскохозяйственной организацией требований кредиторов с трех до девяти месяцев (п. 6 ст. 177 Закона о банкротстве). Сельскохозяйственная организация может быть признана банкротом в судебном порядке, если требования ее кредиторов, составляющие в общей сложности не менее 500 000 руб., не были исполнены в течение этого срока.
Действующий трехмесячный срок (п. 2 ст. 3, п. 6 ст. 177 Закона о банкротстве), по мнению авторов законопроекта, не учитывает особенности деятельности указанных субъектов, поскольку срок исполнения обязательств, от которого отсчитывают три месяца, может наступить в любое время года. В то время как в силу специфики своей деятельность сельскохозяйственные организации могут расплатиться с кредиторами лишь в определенные периоды времени, в частности после сбора урожая, его обработки и последующей продажи. Производственный цикл таких предприятий, как правило, длится от девяти месяцев.
Законопроектом планируется включить в Закон о банкротстве новую ст. 177.1, предусматривающую дополнительные требования к арбитражным управляющим сельхозпредприятиями-банкротами. От кандидатов в арбитражные управляющие будут требовать стажа работы в сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет, из них не менее одного года — на руководящих должностях, а также наличие высшего экономического или юридического образования, или высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.
Кроме того, кандидат должен иметь опыт ведения минимум двух «банкротных» дел (кроме дел о банкротстве отсутствующего должника) при условии, что в течение последних трех лет он не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей. Количество дел о банкротстве, в которых кандидат на должность арбитражного управляющего сможет участвовать параллельно, не должно будет превышать двух (за исключением конкурсных управляющих).
Изменениями в ст. 178 Закона о банкротстве предусмотрен особый порядок введения в отношении сельскохозяйственной организации процедуры финансового оздоровления при наличии ходатайства органа исполнительной власти субъекта РФ, администрации муниципального района, на территории которого зарегистрирована организация, и предоставлении соответствующих государственных (муниципальных) гарантий. Такой же порядок предлагается и для введения внешнего управления (Закон о банкротстве дополняется и ст. 178.1).
На внешних управляющих могут возложить обязанности по направлению разработанного ими плана внешнего управления в орган исполнительной власти субъекта РФ и администрацию муниципального района, на территории которого зарегистрирована такая организация, для дачи заключения и последующего его рассмотрения общим собранием кредиторов.
В случае одобрения проекта преимущественное право приобретения имущества должника — сельскохозяйственной организации получат лица, занимающиеся производством, переработкой сельхозпродукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к земельному участку должника, во всех случаях продажи этого имущества в соответствии с п. 1 ст. 179 Закона о банкротстве. Действующей редакцией закона предусмотрено преимущественное право приобретения имущества должника — сельскохозяйственной организации лишь в случае продажи этого имущества отдельными частями (п. 2 ст. 179 Закона о банкротстве).
Напомним, что Федеральным законом от 28.12.2013 № 419-ФЗ, вступившим в силу в январе, уже вносились корректировки в особенности банкротства сельскохозяйственных организаций (см. «ЭЖ», 2014, № 03, с. 08).