Новое исследование международной организации «Грант Торнтон» (Grant Thornton) среди 34 стран мира выявило серьезное снижение оптимизма бизнеса в еврозоне. Самое печальное для Европы, что наибольший спад делового энтузиазма произошел в Германии — крупнейшей европейской экономике, тащившей ЕС из кризиса. Печально от этого должно быть и России, почти половина торговли которой завязана на Евросоюз. Но оптимизм российского бизнеса стабилен, хотя и невысок.
За последние три месяца оптимизм бизнеса по всей еврозоне упал с +35% во II квартале до всего лишь +5% в третьем (данный показатель является разницей между оптимистами и пессимистами). Общая доля компаний, указывающая на нехватку заказов как на ограничение роста, также возросла, а ожидания роста занятости снизились с +17 до +6%.
Среди европейских стран наибольшее снижение оптимизма выявлено у Германии — на 43 п.п. (с +79% во II квартале до +36% в третьем), у Литвы — на 38 п.п. (с +28 до –10% соответственно), у Франции, второй по размеру экономики в ЕС, — на 28 п.п. (с –14 до –42%), у Италии — на 20 п.п. (с +6 до –14%) и у Нидерландов — на 38 п.п. (с +66 до +28%).
Эти ухудшения происходят из-за опасений влияния кризиса Украины на торговлю и энергоснабжение, считают эксперты «Грант Торнтон».
В Германии, например, показатель доли немецких компаний, указывающих на отсутствие спроса как на ограничение экономического роста, подскочил с +6 до + 24%, то есть почти каждая четвертая компания считает это ограничением своего роста. Ожидания по занятости также ушли в минус впервые с 2010 г. — до –8%, что стало самым низким показателем из всех 34 обследованных стран в III квартале. Продолжающееся падение оптимизма во Франции также вносит свое влияние в общее недомогание еврозоны.
Настроения в Японии достигли равновесия между пессимистами и оптимистами (0%). Заметно снизился оптимизм компаний в Южной Африке — с +35 до +3%.
Европейский бизнес сильно погрустнел, российский — стабильно грустный
Снижение также демонстрирует регион Латинской Америки — на 9 п.п. (с +31 до +22%).
А вот в России бизнес-оптимизм невысок, но сохранил практически все свои показатели на одном уровне (см. табл.).
Глобальный лидер по налоговым услугам в «Грант Торнтон» Франческа Лагерберг так комментирует данные исследования: «Мы знали, что экономическая среда в Германии ухудшилась, но тяжесть изменений в мировоззрении — это явно повод для беспокойства для предприятий. Мы сталкиваемся с тройной проблемой в виде падения деловой уверенности, сокращения заказов и слабого прогноза на рынке труда. Это будет иметь эффект домино на всю остальную часть еврозоны.
Политикам необходимо обратить внимание на этот вопрос в срочном порядке. Германия имеет значительный профицит бюджета, который дает ей некоторое пространство для маневра, и может инвестировать в инфраструктуру для стимулирования роста, как недавно предложил МВФ. Европейский центральный банк стремится к повышению ликвидности через финансовую систему еврозоны с помощью стимулирования покупки ряда активов в ответ на слабый экономический рост и бизнес-инвестиции, но для этого может быть слишком поздно. Регион евро до сих пор уклоняется от полномасштабного количественного смягчения, следуя примеру Великобритании или США, но трудные времена могут потребовать более жестких мер.
Дополнительная сложность для европейских лидеров состоит в том, что меры по облегчению трудностей компаний должны гарантировать, что они не уничтожат и позитивные сдвиги в других частях региона, таких как Испания, Греция и Ирландия. Это похоже на „эффект качелей“, когда две группы стран, кажется, изо всех сил пытаются преуспеть одновременно. Возникает серьезный вопрос для будущего еврозоны: может ли регион действительно успешно охватить всех?»
Действительно, состояние некоторых стран еврозоны, которые больше всего пострадали во время кризиса, в настоящее время, как ни удивительно для авторов исследования, улучшается. Бизнес-ожидания по увеличению доходов в ближайшие 12 месяцев выросли в Греции (с +50 до +70%) и Ирландии (с +58 до +70%). Все большее число компаний в Греции, Ирландии и Испании также ожидают более высокую прибыль. Греческие и испанские предприятия гораздо более оптимистичны в отношении роста занятости в ближайшие месяцы.
«В период после глобального финансового кризиса Германия играла роль скалы, к которой было привязано восстановление экономики еврозоны как к якорю, в то время как периферийные европейские страны страдали, — добавляет Ф. Лагерберг. Ирония заключается в том, что теперь мы видим признаки восстановления во многих из этих стран, в то время как Германия и Франция значительно ослабели.
Эти дисбалансы обнажают трещины в общем проекте еврозоны. Они демонстрируют, насколько трудно найти меры, которые работают для разных групп стран, идущих по различным экономическим траекториям».
Показатели бизнес-оптимизма в России во II и III кварталах 2014 г.
|
II кв. |
III кв. |
Доходы |
+28% |
+21% |
Занятость |
+15% |
+11% |
Экспорт |
+7% |
+3% |
Выручка |
+30% |
+32% |
Оптимизм |
+15% |
+16% |
Примечание: % — баланс между компаниями, прогнозирующими рост, и компаниями, прогнозирующими снижение
ИСТОЧНИК: Грант Торнтон