Аналитический центр газеты «Экономика и жизнь» с весны изучал мнение читателей об антироссийских санкциях и возможных последствиях для граждан и отечественной экономики в целом («Санкции: выиграть нельзя проиграть» — см. здесь же). Люди демонстрируют терпимость к отсутствию структурных перемен и признаков коренного пересмотра экономической стратегии. С пониманием относятся к кризисным явлениям в промышленности. Однако тренды, грозящие разрушить хрупкую иллюзию стабильности и скромного благополучия большинства и привести к негативным последствиям для развития страны, не исчезли. Тревожных оснований достаточно. С кого спрашивать?
*****
Ещё недавно чиновники экономического блока утверждали, что производственные мощности загружены полностью и возможности дальнейшего увеличения объёмов выпуска промышленной продукции практически исчерпаны.
Теперь нам говорят, что «существует отрицательный разрыв выпуска и фактический выпуск производства ниже, чем потенциальный». Идея фискального стимулирования не может не вызывать беспокойства: именно фискальная составляющая, как правило, доминировала над стимулирующей в действиях, ранее предпринимавшихся правительством. Тем более наивно рассчитывать на иное в условиях ограниченных финансовых возможностей и признаков инвестиционного голода. Очередное решение заморозить пенсионные накопления граждан — в этом же русле.
Символично признание главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева о разобщённости между финансово-экономическим блоком правительства и Центробанком. Да и постоянные споры между Минэкономразвития и Минфином — не новость.
Результаты известны: инвестпроекты дорожают, сроки выполнения сдвигаются, исполнители приходят и уходят.
Комментируя вопрос о том, откуда брать «длинные деньги», министр сказал: «Я считаю, что мы приняли одно верное и два неверных решения. Верное — то, что деньги 2013 г. будут размещены по счетам тех негосударственных пенсионных фондов, которые прошли проверку со стороны Банка России и будут допущены в систему страхования пенсионных накоплений. А два неверных — это по накоплениям 2014 и 2015 гг.» (NEWSru.com/Экономика, 2 октября 2014 г.).
Но решения приняты…
*****
Разноголосица в высших сферах — давно не новость. И примеров достаточно. В принципе, борьба мнений, жаркие дискуссии и активные обсуждения, предваряющие принятие решений, необходимы. Если, конечно, последующие решения понятны и поддержаны обществом, консолидируют его, воспринимаются гражданами как объективная необходимость, условие достижения заявленных целей и т.д.
Но на всех уровнях власти такая борьба проявляется скорее как своего рода конъюнктурные дуэли, непрекращающаяся межведомственная конкуренция, зачастую имеющая мало общего с общественной полезностью.
Информация к размышлению
Герман Греф, глава Сбербанка, заявил на VI ежегодном инвестиционном форуме «Россия зовёт!»: «Нам нужно радикально повысить качество управления. У нас немыслимые общественные издержки в области государственного управления. Если мы посчитаем издержки на единицу эффективности, они будут гигантскими, и в эту гигантскую мельницу неэффективности сколь угодно ни заправляй зерна — муки мы не получим».
И далее: «У нас 5 трлн руб. сегодня тратится на федеральные целевые программы. Давайте открыто спросим, чего эти программы за последние пять лет достигли. В этом-то ключевая проблема» (выделено мной. — В.Т., «Ведомости», 2 октября 2014 г.).
Чего достигли, пояснил заместитель министра финансов Алексей Моисеев: «Мы находимся если не на дне, то вблизи дна. Надо привыкать к плавающему курсу» (речь идёт о валютном курсе рубля. — В.Т.) Примечательны рассуждения Моисеева о ресурсных запасах: если цена за баррель нефти будет ниже 80 долл., ресурсов хватит, чтобы три года не сокращать запланированные расходы. Если порядка 60 долл. — в течение двух лет (NEWSru.com/Экономика, 9 октября 2014 г.).
Нетрудно предположить, что если в ближайшие годы ситуация не улучшится, вероятность секвестра социальных расходов достаточно высока.
По мнению Грефа, в эффективных изменениях нуждаются не только система госуправления, но и механизмы управления государственными и частными компаниями.
Итак, 5 трлн руб. малоэффективных вложений в федеральные целевые программы есть, а «крайних» — нет. Вспомним строительство объектов к саммиту АТЭС. Затраты на сочинскую Олимпиаду, выросшие за время подготовки на десятки и сотни миллиардов рублей, спросить за которые можно разве что с «товарища Билалова». До конца 2018 г. должен быть построен уникальный мост через Керченский пролив. А сколько на нашей памяти проектов — «судьбоносных» и не очень, долгосрочных и «сиюминутных», федеральных, региональных и местных, обещавших мультипликативный эффект и техпрогресс, но тихо-тихо канувших в безвестность?
Очевидное «Где деньги, Зин?» звучит наивно. Особенно с учётом депутатской инициативы о выплате компенсаций за активы, арестованные за рубежом в рамках западных санкций. Показательно мнение министра Улюкаева: «Этот законопроект фактически распространяет неявную бюджетную страховку на иностранные активы (российских граждан. — В.Т.). То есть фактически мы поощряем вывоз капитала из России в различных формах» (NEWSru.com/Экономика, 9 октября 2014 г.).
Андрей Яковлев, директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ, считает, что не поддающаяся изменениям система избыточного и противоречивого регулирования и усиление борьбы с коррупцией привели к парадоксальному результату. В 2013 г. резко упали темпы роста ВВП — с 3,4 до 1,3% при исходном прогнозе роста в 3,4—3,6%. Почему борьба с коррупцией привела к торможению экономики? Потому что так, «как с коррупцией борются, бьёт не только по ней, но убивает и любую активность» (NEWSru.com/Экономика, 7 октября 2014 г.).
Информация к размышлению
1. Средний размер взятки в России составил 145 000 руб. и увеличился в два раза по сравнению с прошлым годом. На 44% увеличилось число осужденных за коррупционные преступления — по сравнению с 1-м полугодием 2013 г. («РБК daily», 21 марта и 9 октября 2014 г.).
2. Согласно исследованию РБК сведения о расходах, превышающих доходы за трёхлетний период, обнародовали всего 137 высокопоставленных чиновников. Госдума, Совет Федерации и около трети региональных правительств не стали публиковать информацию (NEWSru.com/В России, 27 июня 2014 г.).
3. Более половины руководителей Центробанка в своих декларациях предоставили недостоверные данные или не предоставили их вообще («Финмаркет», 10 октября 2014 г.).
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко обращает внимание, что прогноз социально-экономического развития, составленный Минэкономразвития, в течение года многократно пересматривается: «Очевидно, что здесь что-то не так: или в расчётах прогноза, или недостаточен уровень профессионального подхода. Так не должно быть, чтобы прогноз, который ложится в основу формирования бюджета, в течение года постоянно менялся. Его можно сравнить с прогнозом синоптиков, которые не могут дать правильный прогноз даже на сутки» («Финмаркет», 7 октября 2014 г.).
Рекомендация руководителя верхней палаты парламента: «…нужно включить мозги по-настоящему» — в комментариях не нуждается (выделено мной. — В.Т.).
Лишь один пример, подтверждающий актуальность призыва. На разработку навигационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» истрачено 3,5—4 млрд руб., но на 2015—2016 гг. финансирование содержания системы пока под вопросом.
Президент РФ Владимир Путин: «Я обращаюсь к коллегам из правительства: знаю все бюджетные ограничения, но такие вещи, на которые затрачены миллиарды, мы не можем бросить на полпути. Это не по-государственному!» (выделено мной. — В.Т.).
Судя по действиям, правительству, озабоченному текущим положением дел, не до разработки долгосрочной стратегии экономического развития страны. А в мире происходят знаковые события: становится реальностью переход глобального экономического лидерства от США к Китаю (см. таблицу, http://aillarionov.livejournal.com/740741.html).
Таблица. Сравнение ВВП Китая и США
|
ВВП по ППС, трлн дол.
|
Удельный вес в мировом ВВП в 2014 г., % |
Весь мир |
105,3 |
100,0 |
Китай |
17,4 |
16,5 |
США |
17,1 |
16,2 |
Россия |
3,5 |
3,3 |
Источник: Институт экономического анализа
Данные МВФ свидетельствуют, что по итогам 2014 г. ВВП Китая не только сравняется с ВВП США, но и превысит его примерно на 2%.
Экс-помощник президента Андрей Илларионов: это «означает наступление нового экономического, а со временем, возможно, и торгового, политического, не исключено, и военного порядка. Впервые за время существования глобализированной мировой экономики крупнейшей экономической державой мира становится страна, не представляющая современный Запад (Европу, Северную Америку, христианский мир). Поддержит ли становящийся экономическим лидером планеты Китай сложившиеся за предыдущие столетия в современном мире правила и традиции или же подвергнет их ревизии (а если подвергнет, то в какой степени) — всё это в настоящее время выглядит трудно прогнозируемым » (там же).
Неужели власть не тревожит, что российский ВВП по ППС в 2014 г. будет примерно в пять раз меньше китайского и американского? Что, по убеждению ряда зарубежных экспертов, экономические показатели России всё меньше соответствуют уровню БРИКС? Что дискуссии «Началась ли рецессия в российской экономике?» и фактически нулевой экономический рост лишь доказывают порочность осуществляемого экономического курса? Что неизбежные споры «Кто виноват?» не ведут к искомому «Что делать?».
Информация к размышлению
1. Аналитики МВФ и ВБ: происходящее в России означает стагнацию и даже среднесрочную рецессию при отсутствии структурных реформ (NEWSru.com/Экономика, 24 сентября и 10 октября 2014 г.).
2. Нуриэль Рубини, профессор экономики университета Нью-Йорка и глава Roubini Global Economics LLC: «По моему мнению и прогнозу МВФ, рост ВВП России в 2014 г. будет нулевым или вообще отрицательным, и следующий год точно не будет лучше этого, так что, даже если действие санкций будут приостановлено, российская экономика начнёт расти в лучшем случае с 2016 г.». По его мнению, в будущем место ведущего поставщика газа в Европу займут США. А потому единственное решение — начало диверсификации российской экономики («Финмаркет», 10 октября 2014 г.).
*****
Случайно или нет, но в день «сенсационного» выступления Грефа президент страны подписал перечень поручений по вопросам реализации государственных программ (http://kremlin.ru/assignments/46723, 2 октября 2014 г.).
Правительству Российской Федерации до 1 декабря 2014 г. поручено проанализировать эффективность применения действующего механизма разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации.
Внести изменения в соответствующие нормативные правовые акты в части:
— уточнения состава целей, задач и мероприятий, а также характеризующих их целевых показателей, соответствующих оценке объёмов и источников финансирования;
— применения объективных критериев и количественно измеряемых показателей, единства методологии оценки однотипных показателей в различных госпрограммах;
— установления полномочий ответственных исполнителей, соисполнителей и участников, а также персональной ответственности лиц, замещающих государственные должности и высшие должности государственной гражданской службы в федеральных органах исполнительной власти, за эффективность реализуемых мероприятий и достижение установленных целевых показателей;
— совершенствования контроля и надзора за ходом реализации госпрограмм, достижением установленных целевых показателей, установления механизма учёта результатов контрольных мероприятий при планировании бюджетных ассигнований.
До 1 марта 2015 г. — определить должностных лиц, ответственных за реализацию государственных программ Российской Федерации, подпрограмм, их показателей и мероприятий.
*****
Перефразируя известное выражение, можно сказать, что событие, о необходимости которого так долго твердила общественность, свершилось! Президент распорядился установить персональную ответственность чиновников за реализацию госпрограмм и достижение установленных показателей.
Иными словами, предпринята далеко не первая попытка заменить, по сути, коллективную безответственность персональной ответственностью конкретных лиц.
Актуальность подобного шага очевидна. В российской экономике, по мнению Улюкаева, сложилась «гремучая и взрывоопасная ситуация». Её проявления — в зафиксированной Росстатом годовой инфляции на уровне 8,3%, росте ВВП не более 0,5—0,8%. Причины давно известны — структурные проблемы, проблемы делового цикла, геополитические риски, во многом определяемые противостоянием с Западом и введением секторальных санкций (NEWSru.com/Экономика, 2 октября 2014 г., «Slon.ru», 22 октября 2014 г.,).
Информация к размышлению
Константин Ремчуков об утверждении Дмитрия Медведева, что нынешние трудности временные и санкции полезны для российской экономики: "Шанс был бы, если бы руководство страны и правительство понимало природу развития. Если бы оно понимало, что речь идет о капитале в сложной форме. Капитал … многие руководители страны понимают исключительно как деньги. Поэтому когда речь идет об ограничениях заимствований на рынке капитала, всем кажется, что это просто деньги. А у нас есть резервы, мы к резервам обратимся. Капитал это сложная вещь. Капитал в современном понимании это деньги, это технологии, это управленческие решения, новый персонал и новые методы управления и, наконец, это технологии доступа к рынку («Независимая газета», 9 сентября 2014 г.).
Подтверждением растущей неопределённости в экономике и очевидной растерянности правительственных чиновников явилась отмена ежегодного Бюджетного послания президента Федеральному собранию.
С подобным пессимистическим настроем резко контрастирует позиция Константина Бабкина, сопредседателя Московского экономического форума, главы компании «Ростсельмаш»: «Если правительство спустится с небес на землю, выстроит разумную экономическую политику, нацеленную на развитие, Россия может добиться бо́льших успехов, чем Китай, потому что у нас больше ресурсов, богаче научная и промышленная история. У нас есть всё — люди, рынок, технологии, ресурсы, чтобы двигаться вперёд. Не хватает только правильной экономической политики и верных ценностей в правительстве» (http://me-forum.ru/media/news/3320/).
Экономика без ответственности развиваться не может.