Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс констатировал, что сейчас наблюдается системный кризис в отрасли, многие туристические фирмы работают по принципу финансовых пирамид и с такими же последствиями для клиентов и страховых компаний. Рецепт лечения известен: внятные и призрачные правила игры на рынке.
По итогам произошедших летом массовых уходов с рынка туристических компаний сумма финансового обеспечения по договорам ответственности туроператоров, прекративших исполнение обязательств, составляет 1,8902 млрд руб., а уже заявленные убытки, по имеющейся информации, за июль — сентябрь превысили 4,3427 млрд руб., сообщается в официальном заявлении Всероссийского союза страховщиков от лица его президента И. Юргенса (http://aleksey.ins-union.ru/rus/news/bcc/2896).
В таких условиях многие страховые компании отказываются пролонгировать договоры страхования ответственности туроператоров. Несмотря на то что ВСС больше месяца назад направил регулятору письмо с конкретными предложениями по совершенствованию законодательства, регулирующего страхование ответственности туроператоров, последствий оно не возымело и в готовящемся сейчас в правительстве законопроекте, по словам И. Юргенса, отражения не нашло.
«Непрозрачность туристического рынка побуждает все большее число страховых компаний отказываться от страхования ответственности туроператоров. Сейчас можно твердо сказать, что мы имеем дело с системным кризисом в отрасли: десятки компаний ушли, и это только начало, поскольку все те процессы, которые происходят в экономике, говорят о грядущем масштабном сокращении туристического потока», — подчеркивает президент ВСС. Он снова повторил ранее сказанные слова о том, что многие туристические фирмы работают по принципу финансовых пирамид и с такими же последствиями для клиентов и страховых компаний.
В последнем сообщении ВСС также подчеркивается, что законодательство и регулирование в туротрасли не поменяли, и госконтроль за участниками рынка практически отсутствует. Если судить по готовящемуся законопроекту, то существенного улучшения ситуации на рынке не стоит ждать и в ближайшем будущем. По экспертным оценкам, не менее 25% участников рынка находится в «опасной зоне». При этом туроператоры массово страхуют свою ответственность на сумму куда меньшую, чем их реальные обязательства перед туристами. Гнев последних в таких случаях обрушивается и на страховые компании, которые вынуждены в соответствии с действующим законодательством производить выплаты пропорционально, то есть в несколько раз ниже реальных убытков.
«Для изменения ситуации на рынке требуется гарантировать эффективный контроль за финансовой стабильностью туроператоров, повысить требования к уставному капиталу и активам компаний. <...> На сегодняшний день ситуация остается весьма тревожной, но если власть и участники туристического рынка оперативно и ответственно возьмутся за решение перечисленных вопросов, нарастание кризиса удастся остановить», — заключает И. Юргенс свое сообщение.