С 22 октября 2014 г. следователи СК РФ получили право возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях в общем порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством. Такие изменения были внесены Федеральным законом от 22.10.2014 № 308-ФЗ (далее — Закон № 308-ФЗ).
Уголовным кодексом предусмотрено четыре вида налоговых преступлений:
- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198);
- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199);
- неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1);
- сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2).
Изначально поводом для возбуждения уголовного дела по вышеперечисленным налоговым преступлениям могли служить: материалы налоговых проверок, заявления граждан, результаты оперативно-розыскной деятельности подразделения по борьбе с налоговыми преступлениями.
Федеральным законом от 06.12.2011 № 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 407-ФЗ) 7 декабря 2011 г. в ст. 140 УПК РФ была введена ч. 1.1. Согласно ей поводом для возбуждения уголовных дел следователями СК РФ по налоговым преступлениям стали служить только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Обязанность налоговых органов направлять соответствующие материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о налоговых преступлениях, предусмотрена ч. 3 ст. 32 НК РФ.
Фактически обязанность налоговых органов по направлению этих материалов ставится в зависимость от следующих условий:
- имеется вступившее в силу решение о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, на основании которого направляется требование об уплате налога;
- размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления;
- налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки;
- прошло два месяца со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора).
В состав передаваемых налоговыми органами материалов входит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, письменные возражения налогоплательщика (налогового агента), акт налоговой проверки, документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.
Такой порядок привлечения к уголовной ответственности оказался сложным и длительным для следователей, кроме того, большое количество передаваемых налоговыми органами документов должны быть надлежащим образом оформлены, чтобы иметь силу надлежащего доказательства.
Либерализация уголовно-процессуального законодательства была нацелена на снижение давления на бизнес и сокращение возможностей для рейдерских захватов компаний с использованием правоохранительных органов с помощью возбуждения уголовных дел и отчасти выполнила свою роль.
Но, по мнению инициаторов последних поправок в УПК РФ, в разы упала эффективность привлечения к ответственности за налоговые преступления. В результате Законом № 308-ФЗ ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ признана утратившей силу.
И теперь поводом для возбуждения уголовного дела за налоговое правонарушение, как и прежде, могут быть не только материалы налоговых проверок (выездных, камеральных), но и заявления граждан, результаты оперативно-розыскной деятельности подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями.
Однако для следственных органов установили дополнительные обязанности в рамках возбуждения данных уголовных дел.
А именно при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных ст. 198—199.1 УК РФ, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам (ч. 7 ст. 144 УПК РФ в новой редакции).
По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:
1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;
2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;
3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.
После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователь должен принять процессуальное решение (ч. 8 ст. 144 УПК РФ). Но законодатель предусмотрел, что уголовное дело о совершении преступлений, предусмотренных ст. 198—199.1 УК РФ, может быть возбуждено следователем и до получения из налогового органа заключения или информации при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 9 ст. 144 УПК РФ).
Таким образом, следователи снова получили свободу в возбуждении дел по налоговым преступлениям и больше не зависят от налоговых органов. Безусловно, новый порядок приведет к росту возбужденных уголовных дел по таким преступлениям. Но приведет ли это к необоснованному преследованию предпринимателей? Время покажет.