Как показывает практика, некоторые инспекторы считают, что демонтаж объектов недвижимости никакого отношения к производственной деятельности организации не имеет. Как следствие, вычет НДС с суммы таких работ не положен. В деле, рассмотренном АС Поволжского округа в постановлении от 07.10.2014 № А55-23884/2013, компании удалось отстоять право на двухмиллионный вычет налога, уплаченного в составе цены за снос зданий. Подробности — в нашем комментарии.
Сносить — не строить
Компания, купив земельный участок с производственными объектами (цеха, склады и пр.), приняла решение о демонтаже объектов по причине их физического износа. Для оказания услуг по сносу объектов фирма заключила со сторонней компанией ряд договоров, которыми поручила подрядчику собственными или привлеченными силами и средствами осуществить комплекс работ по сносу зданий и сооружений. Сумма работ по договорам составила более 17 млн руб., в том числе НДС — более 2,6 млн руб.
Сумма налога, уплаченная подрядчику, была предъявлена к вычету и отражена в декларации по НДС за IV квартал 2012 г. Инспекция провела камеральную проверку указанной декларации и в вычете налога отказала. Свое решение она обосновала так. Объекты недвижимости изначально не предназначались для использования в деятельности организации для совершения облагаемых НДС операций и никогда не будут использоваться для указанных целей. Здания предназначены для сноса. Работы по демонтажу не связаны ни с производством, ни с реализацией. В результате их проведения произошло уничтожение имущества. И право собственности на него прекратилось в соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ, в котором одним из оснований прекращения права собственности названо уничтожение имущества.
Налоговый орган выяснил, что общество имело намерения построить на освобожденном участке жилой комплекс. А как известно, реализация жилых помещений НДС не облагается. И даже если фирма не будет ничего строить, а просто продаст земельный участок после сноса зданий, это также не приведет к созданию объекта по НДС, так как реализация земельных участков объектом по НДС не является (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ). Таким образом, суммы НДС, предъявленные подрядными организациями по демонтажным работам при ликвидации объектов, вычету не подлежат.
Судебное мнение
Организация с решением инспекции не согласилась и обжаловала его сначала в Управление ФНС России по субъекту, а потом в арбитражный суд. Она указала, что ликвидированные объекты относились к основным средствам, используемым для осуществления деятельности, направленной на получение продукции, реализация которой признается объектом налогообложения по НДС. Ликвидация спорных объектов, как следует из приказов и актов о списании, была проведена по причине аварийного состояния, износа и нецелесообразности их дальнейшего использования. Суды фирму поддержали. Они исходили их следующего.
Право на уменьшение суммы НДС к уплате в бюджет плательщику дает п. 1 ст. 171 НК РФ. Налог можно уменьшить на вычеты согласно п. 2 указанной нормы. Суммы НДС следует учитывать в стоимости товаров (работ, услуг) только в случаях, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ. Такого случая, как ликвидация ОС, в данной норме нет. Исходя из изложенного, компания не имела правовых оснований для включения НДС в состав внереализационных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Использование объекта основных средств в хозяйственной деятельности имеет комплексный характер и включает в себя установку, эксплуатацию, а при возникновении производственной необходимости — ликвидацию основного средства. Суды установили, что демонтированные объекты относились к основным средствам, используемым для осуществления деятельности, направленной на получение продукции, реализация которой признается объектом налогообложения по НДС. Как следует из документов компании, снос зданий был проведен по причине их аварийного состояния, износа и нецелесообразности дальнейшего использования.
При этом налоговый орган не доказал неправомерность заявленных вычетов, а значит, основания для отказа в их применении отсутствуют.
Связь демонтажа с облагаемой деятельностью
На наш взгляд, рассматривать операции по демонтажу объектов основных средств отдельно от производственной деятельности, осуществлявшейся с их использованием, нельзя. Проведение таких работ является неотделимой частью деятельности, направленной на производство продукции, работ или услуг. Если объекты участвовали в операциях, признаваемых объектом налогообложения по НДС, то и затраты на их ликвидацию следует признать как производимые в связи с этой деятельностью.
Данная правовая позиция была изложена, в частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 № 12987/11. В этом деле инспекция также отказала организации в вычете НДС, уплаченного подрядчикам за работы по демонтажу. При этом суды первой и апелляционной инстанций признали выводы инспекции неправомерными, отметив, что демонтаж основных средств не может рассматриваться отдельно от деятельности по производству товаров (работ, услуг) с участием этих объектов. А вот кассация акты нижестоящих судов отменила и поддержала налоговый орган, сославшись на отсутствие объекта налогообложения по НДС при ликвидации основных средств. При этом суд отметил возможность списания сумм данного налога в составе внереализационных расходов на основании положений п. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ. По своим местам все расставил ВАС РФ, приняв упомянутое постановление в пользу налогоплательщика.
Рассматриваемые дела относятся к периоду, когда позиция Минфина России по данному вопросу была жесткой и совершенно однозначной. В то время финансисты считали, что демонтаж (ликвидация) основных средств объектом налогообложения по НДС не является, суммы налога, предъявленные подрядными организациями по выполненным работам по демонтажу ликвидируемых основных средств, к вычету не принимаются (письмо Минфина России от 17.09.2010 № 03-07-11/382).
Сейчас финансовое ведомство немного смягчило свою позицию и, хотя прямо не заявляет о возможности принять НДС к вычету, все же категорично эту возможность и не отрицает. Главное условие, чтобы работы и услуги приобретались для облагаемых операций (письмо Минфина России от 07.03.2013 № 03-03-06/1/6914).