Прорывные технологии, разработанные и внедряемые, составят немалую часть государственной программы развития региона до 2020 г. и на период до 2025 г., заявил губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий на состоявшемся в Санкт-Петербурге XIII Общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России» в конце октября. Сегодня В. Городецкий — гость «ЭЖ».
Экономика и жизнь: Владимир Филиппович, участников панельной дискуссии на открытии форума поразило ваше сообщение о том, что нанонаполнитель слоем в один атом способен придать алюминию свойства титана.
Владимир Городецкий: Это действительно так. Так называемые углеродные нанотрубки — революция в материаловедении. Доли их процентов достаточно добавить в бетон, чтобы увеличить его прочность в полтора раза, а пенобетона — в два раза. А открытие члена-корреспондента РАН, члена Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию страны Михаила Предтеченского позволяет в 50 раз удешевить технологию нанонапыления. Учеными запатентовано более 16 000 разработок по применению наполнителя толщиной в один атом в электронике, биотехнологии и, конечно, в материаловедении. Коммерциализацией открытия ученого занимается вместе с ним известный сибирский бизнесмен, член Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ Юрий Коропачинский. Они создали компанию «Оксиал». И это принципиально важно, поскольку сформировалась команда компетенций в научно-технической сфере и в бизнесе.
Таким прорывным проектам самое место в областной программе социально-экономического развития на среднесрочный период и на перспективу.
«ЭЖ»: Что вы вкладываете в понятия «среднесрочный период» и «перспективный срок»? На первой панельной дискуссии в Санкт-Петербурге вы выразили пожелание ввести в новый Федеральный закон о стратегическом планировании (от 28.06.2014 № 172-ФЗ) более точное определение — в 6 и 12 лет. А ведь все 14 лет во главе города Новосибирска вы были едва ли не первым поборником принятия такого закона.
В.Г.: Не надо преувеличивать мою роль. Принятие упомянутого вами закона — плод эффективной, плодотворной, многолетней работы Леонтьевского центра, организатора форума по стратегическому планированию сначала городов, а теперь регионов и городов России.
Да, мы получили нужный закон, который давно ждали. Но это не значит, что поставлены все точки над «и». Работа только начинается. И она будет тем успешней, чем меньше будет неточностей. К примеру, в нормах закона о порядке работы над стратегическими разработками развития территорий надо поменять местами понятия «целеполагание» и «прогнозирование». И вот почему. В 2001 г., когда мы приступили к разработке городской Стратегии-2020, мы начали с прогноза. Чего нам следует ждать, какие внешние факторы могут воспрепятствовать нашему движению вперед, как минимизировать их воздействие. На основе прогноза возможных векторов экономического развития в стране, в Сибири, в области мы обозначили главные цели стратегии и вынесли все на всеобщее обсуждение. Разработка проекта и его обсуждение с населением заняли два с половиной года. Можно сказать, что работали все. В результате мы создали документ общественного согласия. И уже в 2003 г. в город потянулись инвесторы. Они поверили в серьезность и реализуемость стратегической разработки. Теперь с учетом пройденного могу твердо сказать, что среднесрочное планирование не должно превышать плановый бюджетный период в три года, а перспективный срок целесообразно ограничить 12 годами, чтобы не получилось так, что стратегию будут выполнять новые поколения, а не те, кто написал планы.
Мы сейчас работаем над проектом государственной программы социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2020 г. и еще на пять лет вперед.
«ЭЖ»: И планируете принять ее в 2015 г. Выходит, не будет широкого обсуждения проекта в течение двух лет, как было в городе?
В.Г.: Тогда мы начинали по существу на пустом месте, в неясных экономических условиях, на свой страх и риск. Теперь ситуация иная. Надо обобщить накопленную практику, обозначить приоритеты и наметить пути достижения поставленных целей. В области уже действуют точки опережающего роста. Это технопарк при Академгородке. Это биотехнопарк в Кольцово. Это промышленно-логистический центр в Толмачево. Нашим бизнес-партнерам, инвесторам нужны теперь ясные цели и задачи территории на годы вперед. Они должны видеть, какие проекты мы поддерживаем и какие будут поддержаны впоследствии. В первую очередь это будут прорывные научно-технические и управленческие технологии, такие как «Оксиал».
«ЭЖ»: И это при ожидаемом в этом году бюджетном дефиците в 11,6 млрд руб. и намечаемом превышении бюджетных расходов над доходами в областном бюджете 2015 г. в 11,2 млрд руб.?
В.Г.: Аналогичные трудности регион пережил в 2008—2009 гг. Но и тогда, сокращая расходные полномочия, область не отказалась от выполнения принятых долгосрочных целевых программ. Конечно, будет непросто выполнять все социальные обязательства по защищенным расходам, но мы не отказываемся от обязательств перед населением. Социальные выплаты не уменьшатся для более чем 800 000 жителей области. Продолжат работу более 3800 бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги.
«ЭЖ»: И с этой целью вы сокращаете нормативные отчисления муниципалитетам по НДФЛ?
В.Г.: Это вынужденная мера. Без перераспределения налоговых доходов могут возникнуть трудности со своевременной выдачей зарплаты работникам бюджетной сферы, в том числе на муниципальном уровне, уже в I квартале 2015 г. Этого допустить нельзя. И потом, мы забираем от Новосибирска 10% от НДФЛ, а оставляем 30% взимаемого на городской территории налога. В соседних городах получают в разы меньше. В Красноярске норматив отчислений от НДФЛ — 15%, в Иркутске — 11,5, в Томске — 10, в Омске — 5%. Полученные таким образом средства позволят выполнить обязательства областного бюджета, как я уже сказал, перед местными бюджетами на их обязательные расходные полномочия.
Главное сейчас — работать всем дружно. В том числе и по реализации закона о стратегическом планировании. Дружная работа — это тоже стратегический ресурс.
Помимо этого, дополнительный источник бюджетных поступлений мы видим в практике государственно-частного партнерства в транспортной и дорожной сферах, в ЖКХ. А если федеральный центр повысит акциз на бензин на 1 руб., направляемый в региональный дорожный фонд, то доходы областного бюджета могут вырасти на 1,5 млрд руб. Готовим также сокращение должностей государственной службы, вакантных в течение трех месяцев.
Чтобы у читателей делового еженедельника не сложилось мнение о том, что бывший мэр на посту госчиновника начинает обирать муниципальные бюджеты, хочу напомнить, что при всех негативных внешних факторах мы не отказываемся от проекта «Новосибирская агломерация» по объединению экономик нескольких муниципалитетов. Сейчас разрабатываем единую транспортную схему для участников агломерационного проекта — пяти городов и восьми муниципальных районов, модель взаимодействия между ними. В результате слаженной работы рассчитываем увеличить доходность и областного, и местных бюджетов.
«ЭЖ»: Спасибо, Владимир Филиппович, удачи вам и всем жителям Новосибирской области!
В.Г.: Спасибо! Газете и ее читателям тоже всего самого наилучшего!