Компании & налоговики: отношения выходят на новый уровень

| статьи | печать

Президент России подписал Федеральный закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ, который вносит очередные изменения в первую часть Налогового кодекса. Новшества направлены на совершенствование взаимодействия между организациями и налоговыми органами. Цель поправок — установление между «противоборствующими» сторонами теплых, дружеских отношений. Для этого вводится такая форма контроля, как налоговый мониторинг. Об этом нововведении наша тема номера.

С 1 января 2015 г. в первой части Налогового кодекса появится новый раздел V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга». Давайте разберемся, что же это такое и какую категорию налогоплательщиков коснется нововведение.

Как гласит п. 1 ст. 105.26 НК РФ предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и свое­временность перечисления налогов и сборов, обязанность по уплате которых возложена на налогоплательщика (налогового агента) — организацию.

По большому счету налоговый мониторинг направлен на установление особых — доверительных отношений между налоговиками и отдельными налогоплательщиками. Фактически налоговики должны будут помогать рассчитывать компании налоги, а все спорные ситуации разрешать путем переговоров. Однако такой приятной услугой получится воспользоваться только с 2016 г.

Кто войдет в число добровольцев

О том, кто может воспользоваться налоговым мониторингом, говорится в п. 3 ст. 105.26 НК РФ. Организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при соблюдении следующих условий:

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн руб.;
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествую­щий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.

Обратите внимание! Все эти условия должны соблюдаться одновременно.

Начало

Итак, если компания выполняет вышеперечисленные условия, для начала «новых» отношений с налоговиками она должна подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Заявление о проведении налогового мониторинга нужно представить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг. Если компания является крупнейшим налогоплательщиком, то она подает заявление в налоговый орган, где она стоит на учете как крупнейший налогоплательщик (п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форму заявления о проведении налогового мониторинга должна будет разработать и утвердить ФНС России.

В соответствии с п. 2 ст. 105.27 НК РФ к заявлению нужно будет приложить:

  • регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
  • информацию об организациях, о физических лицах, которые прямо или косвенно участвуют в организации, представляющей заявление, и при этом доля такого участия составляет более 25%;
  • учетную политику для целей налого­обложения, действующую в календарном году, в котором представлено заявление.

Если компания вдруг передумает вступать с налоговиками в «новые» отношения, она может отказаться. Но сделать это нужно в письменном виде и до того момента, как налоговики примут решение по ранее поданному заявлению. Такое право налогоплательщикам предоставлено п. 3 ст. 105.27 НК РФ.

До 1 ноября года, в котором компания подала заявление, налоговики должны принять решение о том, будут они проводить налоговый мониторинг или нет. О своем решении они должны поставить организацию в известность в течение пяти дней со дня его принятия (п. 4 и 6 ст. 105.27 НК РФ).

Однако, чтобы отказать, у налоговиков должны быть достаточно веские основания (п. 5 ст. 105.27 НК РФ). Это могут быть:

  • проблемы с до­кумен­тами, представленными вместе с заявлением;
  • недостаточность финансовой мощи компании — несоблюдение условий по сумме налогов, объему доходов и стоимости активов;
  • несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к нему.

Сроки мониторинга

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором компания представит в налоговую инспекцию заявление о его проведении (п. 4 ст. 105.26 НК РФ). Проведение мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился мониторинг (п. 5 ст. 105.26 НК РФ). Иначе говоря, если, например, заявление было подано в 2015 г., мониторинг будет проводиться с 1 января 2016 г. и закончится 1 октября 2017 г.

Для мониторинга будет свой регламент

Форму и требования к регламенту информационного взаимодействия должна будет утвердить ФНС России (п. 6 ст. 105.26 НК РФ). В этом до­кумен­те отражается порядок представления налоговикам до­кумен­тов, а также информации, которая является основой для исчисления и уплаты налогов. Обмен будет происходить в электронном виде. Кроме того, компания может предоставить налоговикам доступ к своим информационным системам, в которых содержатся указанные до­кумен­ты или информация. Решение о том, каким образом представляются необходимые для мониторинга до­кумен­ты и информация, принимает сама организация.

В регламенте также прописывается порядок ознакомления налоговиков с подлинниками до­кумен­тов в случае необходи­мости. Также в регламенте указываются порядок отражения компанией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов и объектов налогообложения, сведения об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной компании за правильностью исчисления, удержания, полнотой и свое­временностью уплаты налогов и сборов (если, конечно, такая система есть). Проще говоря, если компания подпишется на налоговый мониторинг, то налоговики будут видеть в ее учете все то же самое, что там видят бухгалтеры.

Обратите внимание: налоговым органам дано право немедленно отказаться от налогового мониторинга. Основания для этого перечислены в ст. 105.28 НК РФ. Это или неисполнение регламента информационного взаимодействия, или обман налоговиков со стороны налогоплательщика, или систематическое (два раза и более) непредставление налоговикам затребованных до­кумен­тов или пояснений.

Если налоговики зафиксируют указанные нарушения, в течение десяти дней после этого они письменно уведомят компанию о досрочном прекращении мониторинга. Правда, и для отказа есть предельный срок — это 1 сентября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мони­торинг.

В ритме налоговой проверки

Фактически налоговый мониторинг будет представлять собой камеральную налоговую проверку — только в «продвинутом» варианте. Во всяком случае, инспектор, который будет заниматься мониторингом, будет находиться у себя в инспекции (п. 1 ст. 105.29 НК РФ).

Пока в учете компании все правильно, инспектор не будет беспокоить компанию. Если же, по его мнению, компания что-то нарушает или где-то ошибается, инспектор потребует от налогоплательщика или в течение пяти дней пояснить свои действия, или в течение десяти дней все исправить (п. 2 ст. 105.29 НК РФ). Если же представленные пояснения налоговиков не удовлетворят или компания вообще отмолчится, инспекция составит «мотивированное мнение», о котором мы расскажем далее.

Что еще роднит мониторинг с налоговой проверкой, так это порядок представления до­кумен­тов. Так, согласно п. 4 ст. 105.29 НК РФ истребуемые налоговиками до­кумен­ты, информация или пояснения могут быть представлены в инспекцию лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по ТКС или переданы в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия (то есть через те же ТКС). Если налогоплательщик решит представить до­кумен­ты на бумаге, то ему придется сделать с оригиналов копии и заверить их (без учас­тия нотариуса).

На передачу до­кумен­тов отводится десять дней со дня получения требования (п. 5 ст. 105.29 НК РФ). Если у компании есть проблемы со сроками доставки до­кумен­тов, в течение дня, следующего за днем получения требования, она может письменно уведомить инспекцию о невозможности представления в указанный срок до­кумен­тов с указанием причин и о сроках, в течение которых это возможно. Руководство инспекции вправе на основании указанного уведомления в течение двух дней со дня его получения продлить сроки представления до­кумен­тов или отказать в этом. При этом налоговики не вправе требовать от компании до­кумен­ты, ранее представленные в инспекцию в виде заверенных компанией копий. Соответствующие поправки внесены и в п. 5 ст. 93 НК РФ.

Мотивированное мнение

О мотивированном мнении говорится в ст. 105.30 НК РФ. На наш взгляд, весь смысл новой системы контроля заключается именно в этом мнении.

Мотивированное мнение налоговой инспекции отражает ее позицию по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. Оно направляется компании при проведении налогового мониторинга.

Налоговики могут сделать это и по собственной инициативе, и по запросу самой компании. Иными словами, в первом случае указанное мнение будет отправлено налогоплательщику, если налоговики посчитают, что он совершает ошибку. Мнение направляется компании в течение пяти дней со дня его составления. При этом оно может быть составлено не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга.

Цель понятна — компания получает возможность своевременно исправить ошибки и избежать наказания.

Если запрос на мнение направляет сама компания, она должна изложить свою позицию по спорному вопросу. Сделать это нужно до 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг. На ответ налоговикам отводится один месяц со дня получения запроса. Правда, они могут продлить срок ответа еще на один месяц, если для правильного ответа им понадобятся дополнительные до­кумен­ты или информация, причем не только от самой компании, но и от иных лиц. По большому счету это будет ответ на ту самую «конкретную хозяйственную ситуацию», которую зачастую отказывается рассматривать Минфин России в своих официальных письмах.

Далее компания или соглашается с мнением налоговиков, или нет. Если соглашается, то в течение месяца после получения ответа сообщает об этом в инспекцию и подтверждает, что использовала мнение налоговиков в своей работе. Если не соглашается, то в течение одного месяца со дня получения ответа представляет в инспекцию свои возражения. В этом случае инспекция собирает все имеющиеся у нее материалы по спорному вопросу и в течение трех дней со дня получения возражений отправляет их в ФНС России. После этого стороны будут пытаться найти компромисс в рамках ст. 105.31 НК РФ.

Взаимосогласительная процедура проводится руководителем или заместителем руководителя ФНС России в течение одного месяца со дня получения возражений компании и материалов от налоговой инспекции. В процедуре также должны участвовать представители инспекции, высказавшие мнение, с которым не согласился налогоплательщик, и представитель налогоплательщика.

По результатам дискуссии ФНС России составит уведомление, которое вручается или направляется компании в течение трех дней со дня его составления. Там будет сказано, изменили налоговики свое мнение по спорному вопросу или нет.

Ну а далее у компании есть месяц на то, чтобы согласиться или не согласиться с решением ФНС России. Очевидно, что, если компания не согласна с налоговиками, ей остается только идти в арбит­ражный суд.

Обратим ваше внимание еще на две важные детали. Во-первых, инспекция не позднее двух месяцев с даты окончания проведения налогового мониторинга (то есть, получается, не позднее 1 декабря года, следующего за годом проведения мониторинга), уведомляет компанию о наличии или об отсутствии невыполненных мотивированных мнений, направленных ей в ходе проведения мониторинга. Во-вторых, при проведении мониторинга налоговики не вправе направлять компании мотивированное мнение по вопросам, связанным с конт­ролем соответствия цен, примененных компанией в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Приятные бонусы

Переход на новый уровень отношений с налоговыми органами выгоден компаниям. Перечислим, какие положительные стороны несет в себе налоговый мониторинг.

Во-первых, если компания выполнила требования налоговиков из их мотивированного мнения, то она, в случае если это мнение оказалось не совсем верным и из-за этого компании доначислили налоги, освобождается от начисления пени (п. 8 ст. 75 НК РФ) и от признания вины в налоговом правонарушении — подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ. Правда, освобождение не работает, если налогоплательщик обманул налоговиков, из-за чего они и вынесли ошибочное мнение.

Во-вторых, при проведении налогового мониторинга налогоплательщик освобождается от камеральных налоговых проверок. Соответствующее изменение рассматриваемый закон внес в ст. 88 НК РФ, дополнив ее новым п. 1.1. Правда, из названного правила есть исключения. Это случаи, когда:

  • декларация представлена позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится мониторинг;
  • представлена декларация по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговая декларация по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
  • представлена уточненная декларация к уменьшению налога или увеличению убытка;
  • досрочно прекращен налоговый мониторинг.

В-третьих, за тот период, в котором проводился налоговый мониторинг, не проводится выездная налоговая проверка. Такое положение теперь содержится в п. 5.1 ст. 89 НК РФ. Исключением являются случаи, когда:

  • вышестоящий налоговый орган проверяет работу нижестоящей инспекции;
  • досрочно прекращен налоговый мониторинг;
  • налогоплательщик не исполнил мотивированное мнение налоговой инспекции;
  • представлена уточненная декларация к уменьшению налога за период, в котором проводился налоговый мониторинг.