Указание неправильного кода товара ТН ВЭД при оформлении таможенной декларации может повлечь значительные расходы для компании в части увеличения как таможенных, так и налоговых платежей. Проблема в том, что далеко не всегда декларант уверен в правильности квалификации товара и тем более в том, что с его позицией, даже выверенной и обоснованной, согласятся таможенники. Для предотвращения спорной ситуации есть удобный инструмент — получение официального решения о классификации товара до его декларирования.
C процедурой таможенной классификации сталкиваются все предприниматели, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью. Дело в том, что при декларировании товара требуется указывать код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС). Обязанность указывать этот код в декларации возложена на декларанта. Выбор правильного кода имеет огромное значение, и споры, связанные с его изменением, — не редкость, ведь от кода зависят и ставки таможенных пошлин, и НДС. Решение таможенных органов о смене кода, как правило, влечет увеличение данных ставок. Кроме того, высока вероятность привлечения компании к административной ответственности за заявление недостоверных сведений о коде товара. Именно поэтому споры по вопросу, какой код следовало указать декларанту, встречаются часто, а борьба за правильный код — принципиальный вопрос, а не прихоть для декларанта.
При несогласии с решениями таможенного органа о классификации компании обычно обжалуют эти акты в административном или судебном порядке. Но есть шанс предотвратить конфликтную ситуацию по коду ТН ВЭД, если получить предварительное решение по классификации товара.
Основной порядок и условия декларирования товаров регулируются Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС) и Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Из этих правовых актов следует, что на предпринимателей возложена обязанность указывать классификационный номер в товарной номенклатуре, а таможенные органы обязаны проверять правильность классификации товаров.
Ошибка в коде ТН ВЭД не влечет ответственности, если размер пошлин и налогов не изменился
Таможенники часто не соглашаются с кодами товаров, которые указали заявители. А те коды, которые предлагают таможенники, обычно неприемлемы для декларанта, так как влекут более высокую ставку таможенной пошлины или НДС, либо необходимость представить дополнительные документы для оформления товара. Принятое таможенными органами решение о классификации товара декларант вправе обжаловать в вышестоящий орган или в суд, что неизбежно приведет к увеличению сроков таможенного досмотра и, как следствие, задержке груза.
Также встречается привлечение декларантов к административной ответственности за заявление недостоверных сведений о коде товара в соответствии с ТН ВЭД ТС, если это послужило основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера (ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ). Заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, не повлиявших на уплату таможенных платежей, так же как и несогласие таможенного органа с заявленной таможенной стоимостью, не является основанием для привлечения лица к административной ответственности.
По данному вопросу высказался и Пленум ВАС РФ в п. 9 постановления от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства». Если декларант заявляет в таможенной декларации полные и достоверные сведения о товаре, но при этом указывает не соответствующий ему код по ТН ВЭД ТС, то у таможенных органов существует три варианта действий:
- отказать в регистрации таможенной декларации (п. 4 ст. 190 ТК ТС);
- отказать в выпуске товара (п. 2 ст. 201 ТК ТС);
- предпринять меры по довзысканию с декларанта таможенных пошлин (ст. 93 ТК ТС).
Также Пленум ВАС РФ подтвердил, что указание декларантом или его представителем в таможенной декларации неверного кода по ТН ВЭД ТС, не связанное с заявлением при описании товара неполных, недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию по данной номенклатуре, само по себе не может служить основанием для привлечения декларанта к административной ответственности.
Однако это правило не распространяется на случаи, когда освобождение от уплаты таможенных сборов или снижение их размера произошло в результате неполного указания сведений о товаре в таможенной декларации.
Избежать спора с таможней поможет предварительное классификационное решение
Нивелировать риски привлечения к административной ответственности или неожиданного изменения таможенными органами кода товара поможет специальная процедура — получение предварительного решения по классификации товара. Кроме того, она упростит таможенное декларирование.
Порядок получения предварительного классификационного решения установлен в ТК ТС, а также внутренним законодательством государств — участников Таможенного союза.
Так, предварительное решение принимается таможенным органом государства, на территории которого будет осуществляться выпуск товара. Это решение является обязательным для принятия таможенными органами при декларировании товаров на территории государства, выдавшего такое решение. В России государственная услуга по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ТС осуществляется в соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ТС (утв. приказом ФТС России от 18.04.2012 № 760, далее — Административный регламент ФТС). Предоставление госуслуги по предварительной классификации товара бесплатно, госпошлина за нее не взимается.
Компетентными органами по принятию предварительного классификационного решения в России являются ФТС России, а также региональные таможенные управления в отношении входящих в их компетенцию товарных групп. К ним относятся таможенные управления федеральных округов: Центральное, Северо-Западное, Уральское, Южное, Сибирское, Приволжское и Дальневосточное (п. 15 Административного регламента ФТС).
Таможенные органы принимают предварительное классификационное решение на основании поданного в письменном или электронном виде (при условии заверения электронной цифровой подписью) заявления декларанта или его представителя (ст. 54 ТК ТС, п. 22, 23.6 Административного регламента ФТС). При этом декларантом может выступать как владелец товара, так и его покупатель. Предварительное решение принимается на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул и модификацию.
Успешное получение решения о классификации товара с необходимым кодом ТН ВЭД ТС зависит от ряда факторов, в число которых входит правильное составление заявления, предоставление полного комплекта документов, а также верное указание информации в этих документах. Перечень сведений, которые необходимо указать в заявлении, содержится в ст. 54 ТК ТС.
Норма права
Заявление о принятии предварительного решения по классификации товаров должно содержать полное коммерческое наименование, фирменное наименование, основные технические, коммерческие характеристики товаров и иную информацию, позволяющую однозначно классифицировать товары. При необходимости представляются фотографии, рисунки, чертежи, паспорта изделий, пробы и образцы товаров и другие документы для принятия этого предварительного решения (п. 2 ст. 54 ТК ТС).
Исчерпывающий перечень документов и сведений, необходимых для принятия предварительного классификационного решения, установлен п. 24 Административного регламента ФТС:
- сведения о составе товара;
- сведения о процессах переработки и видах переработки товара;
- сведения о технических характеристиках товара и принципе действия.
Заявитель может предоставить и иные относимые документы, в зависимости от назначения и специфики категории товара. Например, для фармацевтической сферы это могут быть удостоверение изделия медицинского назначения, регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения, сведения из единого реестра сертификатов соответствия.
Если представленных сведений недостаточно для принятия предварительного решения, таможенный орган уведомляет декларанта о необходимости предоставления дополнительной информации. Это увеличивает срок принятия решения на период до 60 календарных дней.
Общий срок для принятия предварительного классификационного решения составляет 90 календарных дней со дня регистрации в таможенном органе заявления декларанта. Если декларант не предоставит недостающую информацию в течение 60 календарных дней со дня получения письменного уведомления, заявление о принятии предварительного решения отклоняется (п. 3 ст. 54 ТК ТС).
На рассмотрение самого заявления и принятие предварительного решения после получения всех требуемых документов и информации у таможенных органов есть 90 календарных дней (п. 1 ст. 55 ТК ТС). Принятое предварительное решение действует в течение трех лет со дня его принятия, если оно не изменено, не отозвано или его действие не прекращено (п. 2 ст. 55 ТК ТС).
Решение о прекращении предварительной классификации выносится таможенными органами, если для принятия предварительного решения были представлены подложные документы, недостоверные или неполные сведения. Такое решение вступает в силу с момента его принятия (п. 2 ст. 56 ТК ТС).
Изменение предварительного решения возможно в случае выявления таможенным органом или декларантом ошибок, допущенных при принятии предварительного решения, или в случае принятия таможенными органами решений или разъяснений по классификации отдельных видов товаров (п. 3 ст. 56 ТК ТС).
Отзыв предварительного классификационного решения согласно п. 4 ст. 56 ТК ТС возможен в случаях:
1) внесения изменений в ТН ВЭД ТС, влияющих на классификацию товаров, в отношении которых принято предварительное решение;
2) принятия Всемирной таможенной организацией решений по классификации товаров, применяемых государствами — членами Таможенного союза;
3) принятия комиссией Таможенного союза решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров.
Как показывает практика, предварительное классификационное решение значительно упрощает процедуру декларирования товаров и снижает риски задержания груза на границе. Тем не менее декларантам следует учитывать, что даже при получении предварительного классификационного решения риск изменения кода товара таможенными органами и проведение соответствующей проверки товара полностью не исключается.
Выбирая из двух способов получения классификационного решения — непосредственно при декларировании товара или путем использования предварительного классификационного решения, необходимо оценить преимущества и недостатки каждого из них.
При обычном таможенном декларировании каждой новой партии товара единственным очевидным плюсом является отсутствие необходимости получения предварительного классификационного решения. Минус же данного способа в том, что таможенные органы проверяют правильность классификации товара и могут самостоятельно ее изменить. В этом случае каждое решение, с которым не согласен декларант, придется обжаловать отдельно.
В получении предварительного классификационного решения для декларанта можно выделить больше положительных моментов. Решение является бесплатным, действует в течение длительного времени (три года с момента получения), оно обязательно для таможенных органов при прохождении процедуры таможенного декларирования. Кроме того, есть свои преимущества и при оспаривании такого решения (см. подробнее далее в статье). Недостаток данного способа один — невозможность в дальнейшем отозвать или иным образом проигнорировать такое решение в процессе помещения товара под таможенную процедуру, поскольку обязательным оно является и для декларанта.
Решение о предварительной классификации лучше оспаривать в судебном порядке
Споров о присвоении неверного классификационного кода или необоснованного изменения кода таможенными органами возникает огромное количество. В большинстве случаев суды принимают сторону декларантов и оставляют в силе наиболее обоснованные классификационные коды.
При необходимости компания может оспорить предварительное классификационное решение. Так, в одном из дел организация обратилась в таможенный орган для оформления партии товара и оформила таможенную декларацию с указанием кода товара 3003200009 согласно ТН ВЭД ТС. Таможенный орган, не согласившись с данной классификацией, изменил код на другой, 3004200002. Декларант обратился в Арбитражный суд города Москвы, и суд признал незаконным решение таможенного органа об изменении кода классификации, а суды апелляционной и кассационной инстанций оставили решение суда первой инстанции без изменений.
Декларант также направил в Центральное таможенное управление заявление о принятии предварительного классификационного решения в отношении товара, которым было принято решение о присвоении товару кода 2309909900. Это также не устроило декларанта, и он повторно обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд города Москвы, который признал решение таможенного управления незаконным. Суд указал, что в отношении этого товара применяется классификационный код 3003200009 по ТН ВЭД ТС. Апелляция оставила решение без изменений (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2013 по делу № А40-48392/13).
Преимущество оспаривания предварительного классификационного решения, по сравнению с обжалованием решений по каждой партии товара при обычном декларировании, очевидно. Обжалование в случае несогласия с присвоенным классификационным кодом товара по предварительному решению происходит в рамках одного судебного процесса. При этом использовать это решение можно для классификации неограниченного количества партий товара, тогда как в случае декларирования придется оспаривать решение по каждой партии.
При оспаривании необходимо учитывать, что для споров данной категории характерны некоторые особенности. Например, важное значение в них имеет активный сбор доказательств (в том числе заключения экспертов, иностранная практика). В таких спорах, как правило, неэффективно обжалование предварительного классификационного решения в административном порядке, поэтому в случае несогласия с решением таможенного органа лучше сразу обращаться в суд.