Налоговикам дано право истребовать у компаний в рамках камеральных проверок документы. Причем инспекторы могут проявить интерес к первичке при проверке не только самой организации, но и ее деловых партнеров. К сожалению, нормы Налогового кодекса не содержат ответов на все вопросы, связанные с истребованием документов. О неочевидных и спорных ситуациях — в нашей теме номера.
Правило и исключения из него
В соответствии с п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговики не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. На это обращают внимание арбитры (постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08) и финансисты (письмо Минфина России от 27.12.2007 № 03-02-07/2-209).
Однако из этого правила есть исключения и довольно многочисленные. Так, налоговики могут истребовать документы:
- при подтверждении прав на налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). При этом следует учесть, что по смыслу ст. 56 НК РФ налоговые льготы применяются только к отдельным категориям налогоплательщиков. Если от налогообложения освобождаются какие-то конкретные хозяйственные операции, а не налогоплательщики, это к налоговым льготам не относится (постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12);
- когда документы должны прилагаться к декларации или расчету согласно налоговому законодательству, но не были приложены (п. 7 ст. 88 НК РФ);
- когда нужно подтвердить правомерность применения налоговых вычетов по НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ);
- в части сведений о периоде участия компании в договоре инвестиционного товарищества, о приходящейся на нее доле прибыли, расходов или убытков товарищества (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
- подтверждающие изменение сведений в налоговой декларации, а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы показатели декларации до и после их изменений при проведении камеральной проверки уточненки, представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи декларации по соответствующему налогу за соответствующий отчетный или налоговый период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
- любые документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов, например налога на добычу полезных ископаемых, земельного или водного налога (п. 9 ст. 88 НК РФ).
Кроме того, с 1 января 2015 г. налоговики могут потребовать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к декларациям по НДС, если сведения в этих декларациях будут противоречить информации, имеющейся у налоговиков (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).
Формально права нет, а по факту?
Понятно, что, если налоговики в ходе камеральной проверки выявят какие-то несоответствия или ошибки, они потребуют пояснений. Могут ли они затребовать от налогоплательщика подтверждающие документы?
Формально такой причины для истребования налоговиками документов Налоговый кодекс не содержит. Но, как показывает практика, арбитры приходят к выводу, что налоговый орган может в данной ситуации потребовать необходимые для проверки документы. Такая позиция содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 № 14951/11.
Обратите внимание: представлять налоговикам нужно только те документы, которые имеют прямое отношение к рассматриваемому вопросу (постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07).
Повторенье — мать ученья?
Иногда налоговики требуют от налогоплательщиков повторно представить документы для проверки. При этом в Налоговом кодексе установлены случаи, когда налогоплательщик обязан выполнить такие требования налоговиков. Они перечислены в п. 5 ст. 93 НК РФ:
- если налогоплательщик представил подлинники документов и получил их обратно;
- если налоговики утратили ранее полученные ими документы в результате пожара, затопления или другого подобного обстоятельства непреодолимой силы.
Во всех остальных случаях, если компания уже представляла в налоговую инспекцию заранее затребованные документы, вновь представлять их налоговикам не обязательно. Правда, здесь есть неоднозначный момент.
Допустим, у компании есть недвижимость в другом регионе. Соответственно, компания стоит на налоговом учете по месту своего нахождения и месту нахождения недвижимого имущества. Возникает вопрос: вправе ли налогоплательщик, представивший копии документов в налоговый орган, где он состоит на учете по месту своего нахождения, в рамках камеральных проверок, не представлять повторно копии этих документов в налоговый орган по месту учета недвижимого имущества?
Минфин России считает, что так поступить можно. Основание для этого — п. 5 ст. 93 НК РФ. Дело в том, что налоговые инспекции входят в одну большую единую налоговую систему. Поэтому документ, представленный в одну налоговую инспекцию, является полученным для всей налоговой системы в целом. Следовательно, в случае представления компанией документов в одну налоговую инспекцию другая инспекция не имеет права запрашивать эти же документы повторно. Такая позиция изложена в письме Минфина России от 21.01.2013 № 03-02-07/1-12.
Правила для налоговиков…
Форма требования о представлении документов (информации) утверждена приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@. Подписывает требование налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку. Обратите внимание: руководитель инспекции не обязан подписывать такое требование. Не нужна там и печать инспекции. Об этом сообщил налогоплательщикам Минфин России от 22.03.2010 № 03-02-07/1-122.
А вот то, что там должно быть обязательно, так это информация, которая позволяет точно определить, какие именно документы затребовали налоговики. То есть перечень истребуемых документов должен быть четко обозначен и из него должно быть ясно, какое количество документов необходимо инспекторам для проверки (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07).
Каким образом может быть передано требование налогоплательщику? Есть три возможных варианта. Они перечислены в п 4 ст. 31 НК РФ. Причем налоговая инспекция может выбрать любой способ отправки требования, который ей будет наиболее удобен.
Итак, во-первых, налоговики могут вручить требование лично под расписку.
Во-вторых, направить по почте заказным письмом на юридический адрес налогоплательщика (при этом налогоплательщик обязан сам поддерживать актуальность своего адреса). Требование считается полученным на шестой рабочий день с даты отправки соответствующего заказного письма.
В-третьих, передать в электронной форме по ТКС через оператора.
И еще один важный момент — это срок направления требования. Напомним, что в силу ст. 88 НК РФ камеральная проверка должна быть завершена в течение трех месяцев со дня, следующего за днем представления налоговой декларации. А требование о представлении документов налоговики должны отправить налогоплательщику до того, как камеральная проверка закончится (см., например, письмо Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75). Если требование было выписано после окончания проверки, его можно не выполнять. Так решил Президиум ВАС РФ в постановлении от 17.11.2009 № 10349/09.
Но и тут есть свой нюанс. Если при рассмотрении материалов камеральной проверки будут выявлены нарушения, налоговики, воспользовавшись п. 6 ст. 101 НК РФ, могут провести дополнительные мероприятия налогового контроля, в том числе и потребовать от налогоплательщика представить дополнительные документы. Так как в этом случае срок проведения названных мероприятий продлится, у налоговиков увеличится время для истребования документов.
...и налогоплательщиков
У налогоплательщика также есть три способа представить налоговикам истребуемые документы. Их перечень точно такой же, как и у налоговых органов (ст. 93 НК РФ). Сделать это можно лично, посетив налоговую инспекцию, по почте или по ТКС. Правда, воспользоваться последним вариантом можно только в том случае, если затребованные документы были составлены в электронном виде. Напомним, что порядок направления документов по ТКС утвержден приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@.
Заверяем документы
Если налогоплательщику нужно передать документы в бумажном виде, то его могут ожидать проблемы в случае представления многостраничных копий документов. Дело в том, что согласно п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые налоговиками документы представляются налогоплательщиком в инспекцию в виде заверенных копий. Как правильно компания должна заверить копии документов, специалисты Минфина России рассказали в письме от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142.
Копией документа является экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость (подп. 23 и 25 п. 3.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013, утвержденного приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст).
Согласно п. 3.26 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст, при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляются:
- заверительная надпись «Верно»;
- должность лица, заверившего копию, а также его личная подпись с расшифровкой (инициалы и фамилия);
- дата заверения.
Необходимо учитывать цели представления налоговикам копий документов налогоплательщика, а именно их дальнейшее использование в контрольной работе, в том числе в качестве доказательственной базы. Таким образом, многостраничные документы могут быть заверены путем:
- заверения каждого отдельного листа копии документа;
- прошития многостраничного документа и заверения его в целом.
При этом при прошивке многостраничного документа необходимо:
- обеспечить возможность свободного чтения текста каждого документа в подшивке, всех дат, виз, резолюций и т.д. и т.п.;
- исключить возможность механического разрушения подшивки при изучении копии документа;
- обеспечить возможность свободного копирования каждого отдельного листа документа в пачке современной копировальной техникой;
- осуществить последовательную нумерацию всех листов в подшивке и при заверении указать общее количество листов в подшивке, кроме отдельного листа, содержащего заверительную надпись.
На оборотной стороне последнего листа или на отдельном листе должны быть проставлены следующие реквизиты:
- надпись «Верно»;
- должность лица, заверившего копию, его личная подпись с расшифровкой (инициалы и фамилия);
- дата заверения;
- надпись «Всего пронумеровано, прошнуровано, скреплено печатью _____ листов» (количество листов указывается словами).
При этом финансисты рекомендуют представлять истребуемые документы с сопроводительным письмом и описью представляемых документов.
Нередко на практике возникает необходимость представить налоговикам большие объемы документов. Можно ли в этом случае заверить всю пачку документов целиком?
Минфин России считает, что заверена должна быть каждая представляемая в инспекцию копия документа. Арбитры поддерживают такой подход. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 05.11.2009 по делу № А41-18214/08 арбитры пришли к выводу, что налогоплательщик должен заверить каждый представляемый налоговикам документ. При этом такое решение суда поддержал ВАС РФ в Определении от 17.02.2010 № ВАС-946/10.
Вместо копий — оригиналы
Обратите внимание: если ситуация уж совсем безнадежна — вы не успеваете сделать копии документов, то вы имеете право представить вместо копий оригиналы документов. Это вполне законно, и обязанность налогоплательщика по представлению документов можно считать исполненной (постановление ФАС Уральского округа от 04.02.2008 № Ф09-107/08-С3, которое было оставлено в силе Определением ВАС РФ от 25.04.2008 № 5565/08).
Кстати, исходя из положений п. 2 ст. 93 НК РФ, при камеральной проверке налоговики и сами имеют право потребовать подлинники истребуемых документов. Например, чтобы сверить представленные копии с оригиналами. Для этого налоговые органы пришлют налогоплательщику уведомление, форма которого приведена в письме ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705. Для вручения уведомления налоговики могут использовать один из трех способов: личное вручение под расписку, заказное письмо или передачу по ТКС.
Так как камеральная проверка проводится на территории налоговой инспекции, оригиналы нужно доставить именно туда. Способ доставки остается на усмотрении налогоплательщика.
Как быть с расходами на подготовку документов
К сожалению, налоговики, ссылаясь на п. 2 и 4 ст. 103 НК РФ, отказываются возмещать расходы налогоплательщика по изготовлению и доставке истребованных документов ( см., например, письмо УМНС России по г. Москве от 15.10.2003 № 11-11н/57302). Более того, налоговые органы считают, что такие расходы нельзя учесть при расчете налога на прибыль, так как они не являются экономически обоснованными (письмо УФНС России по г. Москве от 04.07.2007 № 20-12/063378).
По нашему мнению, такой подход неправомерен. Ведь налогоплательщик просто не имеет права отказать налоговикам. Как такие затраты могут быть экономически необоснованными, если они вынужденные? Мы полагаем, что спорные расходы можно учесть в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Доставка и ее подтверждение
Чтобы в будущем у налогоплательщика не возникло проблем с подтверждением того, что он исполнил требование налоговиков по представлению документов, у него на руках должен быть соответствующий документ об отправке корреспонденции.
В электронном виде
Если инспекция приняла документы по ТКС, представлять ей бумажные копии документов не нужно. Подтверждение даты отправки должен сделать специализированный оператор связи. Он же должен оповестить налогоплательщика-отправителя. Квитанцию о приеме, подписанную ЭЦП, должны прислать налоговики.
Лично в руки
Если компания привозит документы прямо в налоговую инспекцию, то в этом случае советуем составить в двух экземплярах сопроводительное письмо, в котором будут перечислены документы согласно полученному ранее от налоговиков требованию. Один экземпляр нужно оставить себе и добиться, чтобы инспектор поставил на нем дату приема документов, свои данные и подпись. Вместо сопроводительного письма можно составить акт приема-передачи, опять же — в двух экземплярах. Главное, чтобы документ о приеме документов с отметкой налоговиков оказался на руках у налогоплательщика.
По почте
Если налогоплательщик отправляет документы по почте заказным письмом с описью вложения, то у него на руках должно остаться уведомление о вручении налоговикам письма (постановление ФАС Московского округа от 07.07.2009 № КА-А40/6140-09).
Сроки представления
В силу п. 3 ст. 93 НК РФ налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию документы в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования, вне зависимости от количества затребованных документов. На это обращают внимание финансисты в письме от 01.02.2007 № 03-02-07/1-30.
Правда, налогоплательщик может отсрочить час «Х». Для этого необходимо в течение одного рабочего дня после получения требования о представлении документов письменно попросить налоговиков о продлении этого срока. При этом обязательно нужно указать причины для продления срока и назвать срок возможного представления документов.
Имейте в виду, налоговики не обязаны продлевать указанные сроки и имеют полное право в продлении отказать. Для принятия решения им отводится два дня с момента получения от налогоплательщика уведомления.
Обратите внимание на две важные детали. Во-первых, если налоговики молчат, то десятидневный срок продолжает «тикать» (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.10.2009 № А05-1221/2009). Во-вторых, если налоговики не уложатся в двухдневный срок, отведенный для принятия решения, и откажут в продлении срока представления документов позже, оспорить их отказ в суде не удастся (постановление ФАС Центрального округа от 13.03.2013 № А68-7198/12).
Единственное, чем может помочь подача заявления о продлении срока в налоговую инспекцию в случае отказа, — тем, что судьи могут или смягчить наказание для налогоплательщика, или вовсе освободить его от ответственности (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2009 по делу № А66-9458/2008 и от 29.10.2009 № по делу А05-1221/2009).
Преступление и наказание
В случае если налогоплательщик не представит документы в установленный срок или вообще откажется передать их по требованию налоговиков, с него могут взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Сумма вроде бы маленькая, но так как обычно требуют большое количество документов, то наказание может оказаться финансово ощутимым.
Кроме того, следует учесть, что в силу п. 2, 3 ст. 112 и п. 4 ст. 114 НК РФ если в течение 12 месяцев налогоплательщика уже привлекали к ответственности за аналогичное правонарушение, то размер штрафа составит 400 руб. за каждый непредставленный документ.
Обратите внимание: кроме самой организации, к ответственности могут привлечь и ее должностных лиц. На них может быть возложена административная ответственность за рассматриваемое правонарушение. Согласно п. 4 ст. 108 НК РФ и п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ размер штрафа составляет от 300 до 500 руб. (письмо УФНС России по г. Москве от 17.09.2009 № 08-15/097090@).
Когда штрафа можно избежать или снизить его размер
Во-первых, штрафа можно избежать, если налоговые органы так сформулируют требование, что из него нельзя будет точно понять, чего же они на самом деле хотят. Ведь в этом случае будет невозможно установить количество непредставленных документов (постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07).
Во-вторых, если налоговики требуют от организации документы, которая она не обязана хранить или которые пропали вследствие непреодолимой силы, например из-за пожара, суд вполне может встать на сторону налогоплательщика (постановление ФАС Московского округа от 25.06.2010 № КА-А40/6480-10). Но здесь нужно учесть следующее. Чтобы добиться положительного решения суда, налогоплательщик должен сам проявить некоторую активность. Например, в случае потери документов нужно провести мероприятия по их восстановлению. В противном случае суд может встать на сторону налоговиков (постановление ФАС Уральского округа от 28.04.2010 № Ф09-2782/10-С2). Кроме того, о всех возникающих трудностях с представлением документов нужно извещать налоговую инспекцию. Если налогоплательщик предъявит в суде копии этих извещений, суд может убедиться в том, что просрочка с представлением документов действительно носит объективный характер.
В-третьих, если пропуск срока представления документов незначителен или этому способствовали объективные обстоятельства (например, большой объем затребованных документов, отсутствие главного бухгалтера), то суд может уменьшить сумму штрафа (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.10.2009 № А05-1221/2009).