В рамках V Всероссийского конгресса «Налоги. Правовое регулирование 2014. Осень»*, выступило много известных спикеров из Минфина России и ФНС России, а также практикующих аудиторов и других экспертов по бухгалтерскому учету и налогам. Наибольший интерес присутствующих вызвали предстоящие новации в названных сферах.
Тему федеральных стандартов затронули два спикера: Н.Н. Томило, ведущий консультант Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России, и И.Р. Сухарев, начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности названного Департамента. По их мнению, главная проблема на сегодня — это формирование Совета по стандартам бухгалтерского учета (ст. 25 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Напомним, что в этом Совете должно быть пять представителей Минфина России и десять представителей профессионального сообщества. С утверждением кандидатур последних как раз и может возникнуть проблема: представители профсообщества, которые будут работать в Совете, должны иметь идеальную деловую репутацию, а найти таковых непросто (по крайней мере, так аудитория восприняла высказывание Н.Н. Томило). И поскольку Совет пока не сформирован, ожидать скорого появления федеральных стандартов не стоит. А вот готовиться к их введению, по мнению И.Р. Сухарева, можно уже сейчас: начинать читать РСБУ с точки зрения МСФО и на практике, то есть в реальной учетной политике компании, проводить процесс сближения национальных и международных стандартов. Тогда шока от введения федеральных стандартов у бухгалтеров не будет.
С 2015 г. налогоплательщиков также ждут новые формы документов. Прежде всего это новая форма декларации по НДС (пока существует в проекте). О ней рассказала Р.И. Рябова, методолог-консультант по налогообложению ИПБ России. И новая форма универсального передаточного документа, над которой сейчас работают в ФНС России, о чем рассказала О.Г. Лапина, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса. По ее словам, ФНС России продолжает работу по формированию форм для электронного документооборота с налоговыми органами.
Кроме этого, разрабатываются формы договоров, которые давая бизнесу свободу в их заполнении и применении, позволят автоматически отправлять их в налоговые органы в качестве первичных документов в электронной форме. Бизнес сможет использовать и другие форматы договоров, но их нельзя будет передавать налоговикам в электронном виде — придется распечатывать и заверять, причем не только сам текст, но и подпись. ФНС России исходит из логики, что, оттого что документ представлен контрагенту в электронном виде, ничего не должно меняться — налоговые органы должны увидеть текст таким, как если бы это был первичный учетный документ, увидеть, кто подписал и заверил документ, и что эта подпись соответствует требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Обратите внимание: по словам О.Г. Лапиной, подготовлен законопроект о внесении изменений в ст. 169 НК РФ: счет-фактура может быть дополнен реквизитами, которые сделают его одновременно первичным учетным документом без изменения формы счета-фактуры. То есть появится первичный учетный документ в той форме, которая позволяет принимать НДС к вычету.
* Организован компанией АСЭРГРУПП.