Далеко не всегда арендаторы готовы арендовать все офисное здание или даже весь офис: порой им достаточно лишь части нежилого помещения. Правда, при заключении такого договора неизбежно возникают вопросы. Как правильно определить предмет? Каким критериям должна отвечать часть помещения, чтобы стать предметом аренды? Почему разделить недостроенный объект недвижимости между арендаторами не получится? Ответы на них (к сожалению, не всегда однозначные) дает судебная практика.
Среди собственников коммерческой недвижимости довольно широко практикуется передача в аренду нежилых помещений не полностью, а только их части. Часто это обусловлено тем, что передача всего объекта невозможна в связи с необходимостью обеспечения режима общего пользования. Например, в холле гостиницы, представляющем собой единое помещение, может быть размещен небольшой ресторан, который будет занимать только часть холла, с возможностью использования остальной, незанятой, части другими лицами (самим собственником, постояльцами гостиницы, арендаторами и др.).
Собственник сможет использовать незадействованную часть нежилого помещения под размещение иных объектов на условиях аренды или для собственных нужд. Такая ситуация встречается повсеместно в связи с необходимостью экономного и рационального использования нежилых помещений, достижения собственником максимального экономического эффекта от использования своей коммерческой недвижимости.
Если собственник сотрудничает с постоянными арендаторами, которые нацелены на длительное партнерство, и при этом он не планирует менять схему размещения объектов на этаже, где используются части помещений, то он может осуществить выдел части помещения, постановку его на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта и регистрацию в ЕГРП. Поскольку определенная часть помещения используется постоянно конкретным арендатором под размещение торгового объекта, собственник может оформить выдел такой части для регистрации долгосрочного договора аренды.
Для сдачи в аренду офисные помещения можно разделить
Право собственности дает владельцу коммерческой недвижимости возможность осуществлять с ней при необходимости три операции, а именно: разделение, слияние и выделение.
Под разделением следует понимать прекращение существования прежнего объекта недвижимости и возникновение на его основе двух или более обособленных объектов. Слияние представляет собой обратную операцию, когда в один объект объединяются несколько. При выделении объекта недвижимости прежний объект продолжает существовать в качестве самостоятельного объекта учета (меняются только его количественные характеристики в результате выделения части объекта), и при этом возникает еще один (новый) обособленный объект недвижимости. Действующее законодательство РФ рассматривает такие объекты как вновь созданные, а значит, право на них возникает с момента их государственной регистрации (ст. 219 ГК РФ). После регистрации возможно распоряжение такими объектами.
Чтобы выделить из состава принадлежащего ему здания отдельное помещение и сдать его в аренду, собственник сначала должен провести технический и кадастровый учет объекта, зарегистрировать право на него. И только после того, как он оформит право собственности на часть помещения, он сможет передать ее в долгосрочную аренду, при условии государственной регистрации соответствующего договора в Росреестре.
Аренду на длительный срок, конечно, можно оформить и без регистрации. Например, заключив договор на неопределенный срок, который не нуждается в государственной регистрации, или на период меньше года с условием об автоматической пролонгации. Кроме того, можно заключить и договор на несколько лет, имея в виду подход, в силу которого незарегистрированный договор долгосрочной аренды недвижимости все равно порождает между его сторонами обязательственную связь, но не дает им право противопоставлять его третьим лицам (п. 3 Обзора судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными, утв. информационным письмом Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165).
Можно вообще отказаться от модели договора аренды, если предоставление части помещения на время не связано с передачей прав владения и пользования. Это, например, может быть договор возмездного оказания услуг, по которому собственник недвижимости предлагает за плату ее часть для размещения имущества контрагента (часть крыши под размещение рекламных конструкций, антенного или иного технического оборудования, место для размещения транспортных средств в подземном паркинге, часть торгового зала для размещения банкомата или платежного терминала и т.п.).
Однако многие арендаторы, инвестирующие свои деньги в переустройство и ремонт арендуемых помещений, хотят иметь именно долгосрочный договор аренды, прошедший государственную регистрацию, как гарантию защиты своих прав. В ряде случаев наличие таких договоров рассматривается уполномоченными органами власти как обязательное условие для совершения каких-либо действий. К примеру, для получения лицензии на реализацию алкогольной продукции лицензиат обязан иметь торговые и складские помещения на праве собственности, в хозяйственном ведении или на основании договора аренды на срок от одного года (п. 2.3 ст. 11 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).
В указанных случаях владельцам коммерческой недвижимости приходится идти навстречу контрагентам и оформлять выдел помещений в здании для последующей сдачи в долгосрочную аренду, чтобы удержать арендаторов и обеспечить себе стабильный и регулярный доход.
Регистрировать право на выделенный объект Росреестр должен самостоятельно
Как было отмечено выше, прежде чем обратиться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации прав, собственникам необходимо провести технический учет в случае преобразования зданий, помещений, с последующей постановкой на кадастровый учет новых объектов. Всем вновь образованным объектам должны быть присвоены новые кадастровые номера. По результатам кадастрового учета происходит индивидуализация объекта недвижимости. Отсутствие кадастрового учета преобразованных объектов является препятствием для государственной регистрации прав на них.
Для оформления выдела части помещения собственнику необходимо будет воспользоваться услугами кадастрового инженера по составлению технического плана помещения, а после этого обратиться в Росреестр для постановки на кадастровый учет каждого вновь образованного обособленного объекта недвижимости (ст. 16, 17, 20—22, 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», далее — Закон № 221-ФЗ). Только после этого можно будет зарегистрировать право собственности.
При разделе, выделе доли в натуре или других предусмотренных законом действий с объектами недвижимости записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы ЕГРП, и на них открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами. Все перечисленные действия, как и регистрация права собственности на вновь образованный объект, относятся к обязанностям регистрирующих органов (п. 9 ст. 12 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Закон не возлагает на собственника недвижимого имущества обязанности повторно регистрировать свое право на отдельные части объекта недвижимости, предоставлять заявления о государственной регистрации прекращения права собственности на первоначальный объект недвижимости, регистрации права собственности на оставшуюся часть данного объекта, а также уплачивать государственную пошлину (постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.2009 по делу № А65-26458/2008). Однако за получением свидетельства о праве собственности собственник должен будет обратиться сам.
Однако следует учитывать, что выделение отдельных нежилых помещений возможно только в достроенном здании. Выделение в объекте незавершенного строительства нежилых помещений как самостоятельных объектов гражданских прав противоречит действующему законодательству. Это связано с тем, что существование объекта незавершенного строительства подразумевает возможность его дальнейшего изменения и преобразования в здание или сооружение, что может повлечь как изменение имущества, которое может быть отнесено к общему, так и изменение количества и характеристик помещений в таком объекте.
Поэтому до окончания строительства и ввода объекта в эксплуатацию невозможно установить ни число и характеристики помещений в нем, ни доли в общей собственности на общее имущество; до ввода объекта недвижимости в эксплуатацию невозможно нормальное использование инженерного оборудования, а следовательно, и нормальная эксплуатация помещений (Определение ВС РФ от 13.10.2014 по делу № 306-ЭС14-2019, № А65-25514/2013).
Выделенную часть помещения собственник может предоставлять в долгосрочную аренду на общих основаниях, не опасаясь отказа в регистрации такого договора аренды, поскольку после постановки части помещения на кадастровый учет она должным образом индивидуализирована, конкретизирована ее площадь, поэтому никаких препятствий для регистрации договора аренды в этом случае не имеется.
Два подхода к регистрации долгосрочной аренды неизолированных объектов
С учетом сказанного выше, закономерно возникает вопрос: вправе ли собственник коммерческой недвижимости сдавать ее часть в долгосрочную аренду без выдела и проведения кадастрового учета в качестве самостоятельного объекта недвижимости? Будет ли достаточным для идентификации такого предмета аренды описать часть помещения в составе целого и обозначить на выкопировке поэтажного плана, которая является приложением к договору аренды?
В судебной практике на этот счет нет единого мнения. Сторонники первого подхода полагают, что даже при отсутствии регистрации прав на часть объекта она может быть передана в аренду, если предмет договора достаточно четко идентифицирован. Второй подход основан на необходимости легального выдела части помещения для распоряжения конкретно ей.
Так, придерживающиеся первого подхода суды считают, что если из выкопировки из поэтажного плана следует, что стороны договорились о том, какая часть помещения передается арендатору, то предмет аренды согласован и оснований для отказа в регистрации договора аренды нет (постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.02.2014 по делу № А26-2509/2013).
Провести кадастровый учет неизолированной части помещения невозможно (ее нельзя идентифицировать в кадастровом учете), и потому передача в аренду такой части нежилого помещения не ведет к изменению характеристик объекта, подлежащих учету в государственном кадастре недвижимости (ч. 1 ст. 16 Закона № 221-ФЗ). В такой ситуации необходимо исходить из того, насколько полно в договоре аренды стороны описали его предмет. Если в договоре аренды содержится максимально полное описание и у самих сторон никаких разногласий на этот счет не имеется, то в регистрации договора аренды не может быть отказано (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.07.2012 по делу № А26-7054/2011).
Поддержку данного подхода можно также обнаружить в абз. 5 п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды». В нем разъяснено, что если права на недвижимые вещи ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и (или) текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором. Если из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами, то отказ в регистрации договора аренды по причине непредставления кадастрового паспорта на объект аренды может быть признан судом незаконным.
При этом в судебных актах указывается, что требования гражданского законодательства об определении объекта аренды как существенного условия договора установлены с целью недопущения неопределенности в правоотношениях сторон. Если же у сторон никаких разногласий по этому поводу нет, то отказ в регистрации договора аренды части помещения будет неправомерным.
Суды обращают внимание и на необходимость учитывать разъяснения Конституционного суда РФ, изложенные в Определении от 05.07.2001 № 154-О, о том, что регистрационные органы и арбитражный суд при рассмотрении вопроса о правомерности отказа в государственной регистрации права аренды помещения не могут произвольно определять, какие иные данные об арендуемом помещении, помимо предусмотренных законом (п. 3 ст. 607 ГК РФ), необходимы для установления имущества, подлежащего передаче арендатору.
Отклоняются обычно и доводы регистратора о том, что с 1 января 2013 г. нет препятствий для постановки на кадастровый учет частей зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в связи с утверждением новой формы кадастрового паспорта, содержащего графу об описании части помещения (приказ Минэкономразвития России от 28.12.2012 № 831). Это связано с тем, что выдел части помещения является правом, а не обязанностью собственника (постановление ФАС Уральского округа от 17.01.2014 № Ф09-13938/13 по делу № А76-10354/2013).
Но можно встретить в судебной практике и другой подход, который основан на необходимости оформления выдела части помещения до ее сдачи в аренду.
При техническом учете происходит описание реально существующего объекта недвижимости. При этом объективными границами недвижимости являются конструктивные элементы зданий и сооружений — стены, перегородки, потолки и т.п., что является не только описанием, но и подтверждением юридического факта существования предмета аренды. Отсутствие номера части помещения и описания его точного места расположения в целом помещении, по мнению некоторых судов, не позволяет индивидуализировать объект (постановление ФАС Московского округа от 30.09.2008 № КГ-А40/7700-08 по делу № А40-1269/08-94-10). Недостаточным будет и приложенный к договору аренды поэтажный план здания с выделенными на нем цветом частями помещений, передаваемых в аренду. По мнению суда, для идентификации предмета необходимы еще и описания частей помещения, их точные размеры, а также их фиксация соответствующими уполномоченными органами (постановление ФАС Московского округа от 25.12.2008 № КГ-А40/9931-08 по делу № А40-1273/08-121-6).
В целом в судебных актах, в которых выражен второй подход к решению вопроса об индивидуализации предмета аренды, выводы обосновываются примерно одинаково. Так, тот же ФАС Московского округа в постановлении от 17.03.2008 № КГ-А40/1836-08 по делу № А40-32021/07-94-199 указал, что выделения цветом части помещения подвала, подлежащей передаче в аренду, недостаточно для описания предмета договора, поскольку отсутствуют данные о том, кто, когда, при каких обстоятельствах, для каких целей и на какой экземпляр поэтажного плана нанес линию, выделяющую часть подвального помещения. И поскольку на поэтажном плане отсутствовали сведения о площади выделенной части подвала, внесенные в установленном для технической инвентаризации порядке, то нельзя было сделать вывод о выделении объекта аренды из общей площади подвала.
Аналогичным образом суды отклоняют доводы о том, что стороны договора самостоятельно вправе определить на поэтажном плане, составленном БТИ, границы передаваемой в субаренду части помещения. По мнению судей, самостоятельное согласование границ передаваемой в аренду части помещения не свидетельствует о ее надлежащем описании (индивидуализации) как предмета договора аренды, поскольку сведения в ЕГРП об объекте недвижимости вносятся только на основании документов, выданных соответствующими уполномоченными на то органами, в данном случае БТИ (постановления ФАС Московского округа от 31.12.2008 № КГ-А40/12215-08-П по делу № А40-32021/07-94-199, Дальневосточного округа от 11.09.2012 № Ф03-4058/2012 по делу № А73-2352/2012).
Исходя из практики, сложившейся в рамках второго подхода, можно сказать, что при отсутствии поэтажного плана, экспликации, удостоверенных органами БТИ, на часть комнаты как на объект недвижимого имущества отказ в регистрации такого договора аренды суды признают правомерным.
Для регистрации договора аренды части помещения нужен план БТИ
Анализируя две приведенные правовые позиции, видим, что во втором случае суды не лишают возможности участников оборота заключать договоры аренды на части помещений при условии надлежащей идентификации таких частей в документах технического учета, если речь идет об изолированных частях, где возведены перегородки и стены, позволяющие отграничить одни части от других. Отметим, что ранее суды не предъявляли даже таких требований, вполне достаточно было простого описания части помещения в договоре аренды.
Например, ФАС Московского округа в постановлении от 20.09.2007, 27.09.2007 № КГ-А40/9763-07 по делу № А40-17498/07-152-97 отклонил довод регистратора о необходимости обозначения подлежащего передаче в аренду объекта в документах БТИ как не основанный на законе, поскольку п. 3 ст. 607 ГК РФ требует, чтобы данные, позволяющие установить объект аренды, содержались в договоре аренды. Если такие данные в договоре аренды имеются, то следует считать, что стороны достаточно ясно выразили свою волю относительно того, какая часть помещения передается в аренду.
Однако в настоящее время для беспрепятственной регистрации долгосрочного договора аренды части помещения сторонам необходимо представлять документы БТИ (поэтажный план, экспликацию) в отношении части помещения, которая сдается в аренду, если она является изолированной и имеет перегородки. Еще лучше будет оформить выдел сдаваемой в аренду части помещения с возложением всех затрат на арендатора с частичной компенсацией за счет арендной платы, чтобы никаких сомнений у регистратора по этому поводу не возникало.
Если же часть помещения не является изолированной и не имеет стен или перегородок, позволяющих ее отграничить от других частей, то ее выдел возможен только после их монтажа для целей идентификации обособленной части помещения. В противном случае сдача в аренду такой части возможна посредством идентификации в документах БТИ.
К сведению
Если получение части помещения арендатору необходимо просто для юридического адреса, то можно и вовсе не ломать голову с идентификацией объекта через БТИ. Дело в том, налоговые органы, выполняющие функции регистрации юридических лиц и сведений о них в ЕГРЮЛ, в первую очередь интересует достоверность адреса, то есть то, что он реально существует и не является адресом массовой регистрации. Юридический адрес нужен для обеспечения обратной связи с компанией со стороны неограниченного круга лиц, поэтому наличие у нее в пользовании и владении всего офисного помещения или только его части в этом случае принципиального значения не имеет.