Средний показатель рентабельности собственных средств страховых компаний оказался минимальным за последние шесть лет и составил 4,1% по итогам 1-го полугодия 2014 г. (4,3% — за 1-е полугодие 2013 г.). При этом рентабельность собственных средств автостраховщиков была еще ниже и составила 1%. По итогам текущего года темпы прироста взносов ожидаются на уровне 10—10,5%.
Источников для долгосрочного роста отрасли эксперты не обнаружили. С замедлением негативных тенденций на рынке наступит стагнация. Для преодоления кризиса, отмечается в документе, необходима своевременная корректировка условий обязательного страхования, создание требований к надежности страховщиков в социально значимых видах страхования, введение налоговых льгот в страховании жизни и законодательное закрепление продуктов unit-linked. В исследовании отмечается, что государственные усилия по развитию страхового рынка отсутствуют, а автострахование из драйвера роста превратилось в источник проблем для страховщиков.
Хотя страховые компании пытаются справиться с ситуацией, принимая меры по снижению убыточности автострахования, системные проблемы на рынке самостоятельно им не решить.
Потенциальный драйвер российского перестраховочного рынка — поток перестраховочных премий из-за рубежа — находится под угрозой из-за возможности расширения санкций, снижения рейтингов российских компаний и ситуации на Украине. За 2013 г. прирост входящего перестрахования из-за рубежа составил 13,3%. В условиях сокращения перестраховочных взносов из Европы страховщики смогли нарастить объем взносов из Америки, Африки и Австралии (темпы прироста взносов за 2013 г. по сравнению с 2012 г. составили 84%), а также из стран СНГ (45%). При этом темпы прироста перестраховочной премии в целом за 2013 г. сократились до 5,7%. В текущем году снижение прироста входящей перестраховочной премии при базовом прогнозе ожидается до 7%, а при реализации негативного прогноза — до 1,5%.
Собравшиеся на форуме участники рынка оценили базовый прогноз «Эксперт РА» как «чересчур оптимистичный».