Увеличение оттока капитала из России (напоминающее, прямо скажем, его бегство) подтолкнуло депутатов Госдумы к завершению работы над законопроектом о налогообложении контролируемых иностранных компаний (КИК). Наверное, в спешке парламентарии забыли включить в текст документа поправки, которые были ранее согласованы Российским союзом промышленников и предпринимателей с правительством. РСПП уже обратился в Совет Федерации с просьбой учесть предложения бизнеса.
Предпринимательское сообщество поддерживает идеологию, которая была изначально заложена в законопроект«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и повышения эффективности налогового администрирования иностранных организаций)». Текст законопроекта с учетом поправок правительства был в целом поддержан Бюро Правления РСПП. Он предполагал пресечение незаконного ухода от налогов недобросовестными компаниями и таким образом мог улучшить положение законопослушного бизнеса, подчеркивается в письме, подписанном главой Союза Александром Шохиным.
Однако текущая версия законопроекта содержит ряд положений, которые могут ударить по предприятиям, честно исполняющим свои обязанности перед госбюджетом.
Одной из важнейших целей законопроекта является введение режима КИК в отношении «пассивных» иностранных компаний, которые создавались в зарубежных юрисдикциях именно для ухода от налогов в РФ. Текущая же версия документа предполагает исключение из режима КИК «активных» иностранных компаний ( активная деятельность которых составляет более 80%) только в случае, когда такое предприятие находится в государстве, с которым у РФ есть договор об избежании двойного налогообложения. В результате под режим КИК подпадут реально работающие заводы, расположенные, например, в странах Африки или Ближнего Востока, только потому, что с этими государствами нет соответствующего договора.
Некоторые положения законопроекта могут, по оценке экспертов РСПП, даже привести к потерям доходов российского бюджета. Так, документ предполагает, что зарубежные дочерние общества российских холдингов будут распределять дивиденды в РФ, даже когда нераспределенная прибыль от производственной (активной) деятельности должна быть направлена на покрытие убытков иных производств внутри группы.
Такое вынужденное распределение дивидендов, по мнению аналитиков РСПП, приведет к тому, что налоги будут уплачены в бюджеты иностранных государств, а поступления в бюджет РФ будут отсутствовать.
Другим последствием предлагаемой нормы законопроекта будет снижение размера дивидендных выплат в силу многократного налогообложения одного и того же дохода.
Поправки, согласованные РСПП с правительством, предполагают решение этих проблем за счет исключения из режима КИК холдингов, более 90% доходов которых составляют дивиденды от «активных» дочерних компаний.
Российский союз промышленников и предпринимателей уверен, что законопроект может начать реально действовать только с учетом всех поправок, внесенных Правительством РФ. Предложения бизнеса носят комплексный характер и направлены на то, чтобы «запустить» механизмы, предусмотренные документом.
Стоит заметить, что замглавы Минфина Сергей Шаталов заявил на налоговой конференции Американской торговой палаты, что поправки в законопроект, в случае его принятия в нынешнем виде, могут появиться уже весной.
Предпринимательское же сообщество просит Совет Федерации отклонить законопроект, не учитывающий поправок правительства, и создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий с участием бизнес-сообщества.