Минэкономразвития России разработало и представило на общественное обсуждение проект, призванный снизить финансовую нагрузку для компаний, в отношении которых ведется процедура банкротства. Планируется, что это произойдет за счет экономии средств, расходуемых при публикации обязательной информации в официальном издании. Нововведения должны пойти на пользу конкурсным кредиторам: они позволят увеличить объем конкурсной массы для погашения их требований.
Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с уточнением порядка раскрытия информации о проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве» (ID: 00/03-18139/09-14/12-13-4) размещен на портале http://regulation.gov.ru (далее — http://regulation.gov.ru, портал) для общественного обсуждения. Если законопроект будет принят, у арбитражных управляющих будет меньше работы в части публикации сведений в процессе банкротства компаний. Проектом предлагается сократить перечень случаев, информацию о которых необходимо публиковать в официальном издании; в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21.07.2008 № 1049-р «Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», таким изданием является газета «Коммерсант».
В частности, речь идет об изменении требований к публикациям сообщения о проведении собрания кредиторов (если количество конкурсных кредиторов и уполномоченных органов больше 500), а также следующих сведений:
- о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- прекращении производства по делу о банкротстве;
- об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;
- удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;
- о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов;
- об отмене или изменении указанных сведений или содержащих указанные сведения судебных актов;
- иных сведений, публикация которых предусмотрена Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).
По действующему Закону о банкротстве все перечисленные сведения арбитражный управляющий обязан опубликовать как в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ), так и в официальном издании (п. 2 ст. 13, п. 6 ст. 28 Закона о банкротстве).
Проектом же предлагается некоторые из них включать только в ЕФРСБ, исключив законодательное требование об их обязательной публикации в официальном издании. Например, размещение сообщения о проведении собрания кредиторов предлагается признавать надлежащим уведомлением кредиторов при его размещении только в ЕФРСБ. Размещения информации в ЕФРСБ также будет достаточно и для сведений об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего, об отмене или изменении этих сведений или содержащих эти сведения судебных актов.
В сводном отчете по законопроекту указано, что он предложен для решения проблемы сокращения объема конкурсной массы, направляемой на погашение требований кредиторов, которая возникает вследствие высоких затрат при опубликовании сведений, предусмотренных Законом о банкротстве. Но один из участников публичного обсуждения на портале отметил, что принятие проекта в предлагаемом виде не снизит затраты арбитражных управляющих, а лишь слегка уменьшит их.
Проект предполагает и изменение требований к содержанию публикуемых и размещаемых сведений. Так, перечень информации для публикации в ЕФРСБ остается по-прежнему довольно обширным. Для публикации сведений в официальном издании их объем значительно сокращается. Например, не требуется указывать сведения об арбитражном управляющем и подробную информацию о сведениях, идентифицирующих должника, дате следующего судебного заседания и т.д. Также предлагается исключить из Закона о банкротстве требования к содержанию сообщения о введении наблюдения, предусмотренные п. 4 ст. 68 Закона о банкротстве.
В законопроекте есть еще одно нововведение: установление срока для направления сообщения о введении наблюдения. Такое сообщение обязан публиковать временный управляющий, причем в законе срок для исполнения этой обязанности не предусмотрен (п. 1 ст. 68 Закона о банкротстве). Однако Пленум ВАС РФ разъяснил, что до определения регулирующим органом срока опубликования сведений о введении наблюдения данные сведения в силу аналогии закона направляются временным управляющим для опубликования в десятидневный срок с даты его утверждения (п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ „О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»“».
Однако по проекту десятидневный срок установлен для «опубликования». Такая формулировка предполагает завершенное действие, достижение результата, то есть устанавливает обязанность арбитражного управляющего не только направить сообщение, но и обеспечить наличие публикации в указанный срок.
Это положение вызвало нарекания среди экспертов, высказавшихся в процессе публичного обсуждения законопроекта на сайте http://regulation.gov.ru. В комментариях указано, что опубликование сведений в течение такого срока в официальном издании невозможно. Дело в том, что текст объявления необходимо направить в редакцию газеты вместе с документами, подтверждающими полномочия. В соответствии с АПК РФ на изготовление решения или определения дается пять дней. Кроме того, по условиям редакции, сообщение публикуется в субботнем или ином номере газеты в течение десяти дней с даты его получения, при условии предоставления документа об оплате. Иными словами, в течение десяти дней арбитражный управляющий может лишь опубликовать сведения в ЕФРСБ, а также направить сведения о публикации в официальное издание, но не обеспечить их публикацию. Участвующие в обсуждении законопроекта высказали опасения, что принятие п. 1 ст. 68 Закона о банкротстве в новой редакции приведет к привлечению арбитражных управляющих к административной ответственности за нарушение срока публикации в официальном издании.
Кроме того, непонятно, почему правило о сроке предлагается ввести только для стадии наблюдения. Так, правила публикации сведений о конкурсном производстве в случае принятия этого законопроекта останутся прежними (в ст. 128 Закона о банкротстве изменения не вносятся).