Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ внес глобальные изменения в Налоговый кодекс. Основное нововведение — во второй части НК РФ появилась новая глава 33 «Торговый сбор».
Сбор для трех городов
Теоретически законодатели предусмотрели возможность введения торгового сбора на территориях любых муниципальных образований. Конечно, при условии, что местные власти примут соответствующее решение. Такое положение прямо закреплено в п. 1 ст. 410 НК РФ.
Но практически торговый сбор пока смогут ввести на своих территориях только Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Дело в том, что в п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ (далее — Закон № 382-ФЗ) сказано, что торговый сбор может быть введен в указанных городах не ранее 1 июля 2015 г. А вот в муниципальных образованиях, не входящих в состав этих городов, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.
Для кого увеличится налоговая нагрузка
Уплачивать торговый сбор должны будут организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, в отношении которой местными властями установлен данный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории указанных городов (п. 1 ст. 411, п. 1 ст. 413 НК РФ). От уплаты сбора освобождаются индивидуальные предприниматели на ПСН, а так же налогоплательщики, перешедшие на ЕСХН (п. 2 ст. 411 НК РФ).
Что такое торговля…
Для лучшего понимания того, какие виды бизнеса подпадают под уплату торгового сбора, сразу скажем, что законодатели понимают под торговлей. Определение торговли содержится в подп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ. Итак, торговля — это вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров. При этом к торговой деятельности законодатели отнесли (п. 2 ст. 413 НК РФ):
- торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (исключение — автозаправочные станции);
- торговлю через объекты нестационарной торговой сети;
- торговлю через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
- торговлю, осуществляемую путем отпуска товаров со склада.
Обратите внимание: в целях данной главы к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков (п. 3 ст. 413 НК РФ). Под ней понимается деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
…и объект торговли
Как мы уже сказали, под торговый сбор подпадают организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность с использованием объектов движимого и недвижимого имущества. Обратите внимание: в главе 33 НК РФ такое имущество называется «объекты осуществления торговли». К ним отнесены здания, сооружения, помещения, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка (п. 4 ст. 413 НК РФ).
В главе 33 НК РФ не говорится, какое движимое имущество имеется в виду для целей уплаты торгового сбора. Ответ был бы очевиден, если бы новая глава НК РФ содержала понятия стационарный и нестационарный торговый объект. Но их в ней нет.
На наш взгляд, для поиска ответа на вопрос стоит обратиться к главе 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ. Дело в том, что законодатели привязали ставку торгового сбора именно к сумме налога, уплачиваемой на основании патента. Кроме того, глава 33 НК РФ содержит для некоторых определений (например, для площади торгового зала) ссылки именно на главу 26.5 НК РФ.
Итак, согласно подп. 10 п. 3 ст. 346.43 НК РФ к нестационарной торговой сети относится торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, то есть с использованием движимого имущества (например, автомобилей или фургонов).
И еще один важный момент: в перечне объектов осуществления торговли прямо не поименованы торговые автоматы. Поэтому может сложиться впечатление, что торговля через них не подпадает под уплату сбора. Мы считаем, что это не так.
Если опять же обратиться к ст. 346.43 НК РФ, то мы увидим, что к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, отнесены торговые автоматы. А как мы уже сказали ранее, глава 33 НК РФ относит к торговой деятельности торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов. Таким образом, торговля через автоматы также будет подпадать под уплату торгового сбора.
Что касается деятельности по организации розничных рынков, то здесь объектом осуществления торговли будет являться недвижимое имущество, с использованием которого управляющая рынком компания осуществляет указанную деятельность.
Объект для сбора и период
Объектом обложения сбором признается использование для осуществления торговой деятельности объекта торговли хотя бы один раз в течение квартала. При этом датой возникновения объекта обложения сбором является дата начала использования указанного имущества для торговой деятельности, а датой прекращения объекта обложения сбором — дата прекращения использования такого имущества для торговой деятельности (ст. 412 НК РФ).
Периодом обложения торговым сбором признается квартал (ст. 414 НК РФ).
Ставки сбора
А теперь перейдем к самому интересному — ставкам для торгового сбора. Они устанавливаются местными властями в рублях за квартал в расчете на один объект торговли или на его площадь (п. 1 ст. 415 НК РФ). Размер ставки будет зависеть от вида осуществляемой деятельности (опт или розница), а также от площади торгового зала.
Небольшие магазины
В пункте 1 ст. 415 НК РФ сказано, что ставка сбора не может быть больше расчетной суммы налога, подлежащего уплате в Москве, Санкт-Петербурге или в Севастополе в связи с применением патентной системы налогообложения по соответствующему виду деятельности на основании патента, выданного на три месяца.
ПСН можно применять в части торговой деятельности только для розницы. При этом на ПСН переводится:
- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли (подп. 45 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);
- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети (подп. 46 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).
Обратите внимание: в соответствии с п. 2 ст. 415 НК РФ в данном случае для целей определения предельных ставок торгового сбора не учитываются ограничения для применения ПСН по розничной торговле. Напомним, что они предусмотрены подп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ. В этой норме Кодекса сказано, что не относится к розничной торговле реализация:
- подакцизных товаров, указанных в подп. 6—10 п. 1 ст. 181 НК РФ;
- продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без таких упаковки и расфасовки в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания;
- газа;
- грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов;
- товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети);
- продукции собственного производства (изготовления);
- передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам.
То есть для целей уплаты торгового сбора все вышеперечисленные виды деятельности будут признаваться розничной торговлей.
Пример 1
Компания осуществляет в Москве розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв м.
Для этого вида деятельности Законом г. Москвы от 31.10.2012 № 53 «О патентной системе налогообложения» установлен потенциально возможный к получению годовой доход в размере 2 000 000 руб. Сумма налога при ПСН на год составит 120 000 руб. (2 000 000 руб. х 6%), а на три месяца — 30 000 руб. (120 000 руб. : : 12 мес. х 3 мес.).
Следовательно, сумма торгового сбора за квартал по указанному виду деятельности не должна будет превышать 30 000 руб.
Крупная розница и опт
А какие ставки применять компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют розничную торговлю через объекты, у которых площадь превышает 50 кв. м, или со склада? Ответ на этот вопрос содержится в п. 3 ст. 415 НК РФ. Для таких плательщиков ставка устанавливается в расчете на 1 кв. м площади торгового зала. Обратите внимание: ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленную на 50.
Пример 2
Немного изменим условия примера 1. Предположим, что компания осуществляет в Москве розничную торговлю через магазин с торговой площадью 51 кв. м.
Рассчитаем максимально возможную сумму торгового сбора для этого случая. В примере 1 мы уже рассчитали сумму налога за три месяца при применении ПСН по розничной торговле через объект стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м. Она составила 30 000 руб.
Чтобы узнать, сколько придется заплатить торгового сбора за 1 кв. м в рассматриваемом примере, разделим 30 000 руб. на 50. Получится 600 руб.
Соответственно, максимальная сумма торгового сбора для магазина с торговой площадью 51 кв. м в квартал составит 30 600 руб. То есть каждый «лишний» квадратный метр обойдется компаниям не больше чем в 600 руб.
Обратите внимание: в п. 5 ст. 415 НК РФ сказано, что площадь торгового зала для целей главы 33 НК РФ определяется в порядке, установленном для ПСН, то есть в соответствии с подп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ. Напомним, что согласно указанной норме Кодекса площадь торгового зала — это часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. К ней относится площадь:
- контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин;
- рабочих мест обслуживающего персонала;
- проходов для покупателей.
К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Розничные рынки
Максимальный размер ставки в отношении деятельности по организации розничных рынков составляет 550 руб. на 1 кв. м площади рынка. При этом указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (п. 4 ст. 415 НК РФ).
Могут быть льготы
Согласно п. 6 ст. 415 НК РФ местные власти могут устанавливать дифференцированные ставки торгового сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщиков, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов торговли. При этом ставка сбора в отдельных случаях может быть снижена до нуля.
Встаем на учет
Не позднее пяти дней с даты возникновения объекта торгового сбора организация или индивидуальный предприниматель должны подать в налоговый орган уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора (п. 1, 2 ст. 416 НК РФ). Форму уведомления должна будет разработать и утвердить ФНС России (п. 5 ст. 416 НК РФ). Уведомление можно будет подать на бумажном носителе либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 6 ст. 416 НК РФ). В уведомлении указывается:
- вид предпринимательской деятельности;
- объект, в котором осуществляется торговая деятельность;
- характеристики (количество и (или) площадь) объекта торговли.
Если для торговли используется объект недвижимости, то постановка на учет в налоговом органе осуществляется по месту нахождения объекта торговли. В иных случаях встать на учет нужно по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). При этом если у компании или коммерсанта есть несколько объектов торговли в одном городе (Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе), но они находятся на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, постановка на учет осуществляется по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили первыми (п. 7 ст. 416 НК РФ).
Обратите внимание: осуществление деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор, без направления налоговикам уведомления приравнивается к ведению деятельности без постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 416 НК РФ). Возникает вопрос: будут ли организация или индивидуальный предприниматель привлечены за это к ответственности?
Пунктом 2 ст. 116 НК РФ предусмотрен штраф за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ. Его размер составляет 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. Основания для постановки на налоговый учет указаны в ст. 83 НК РФ. Так, организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. Рассматриваемый нами случай как раз и подпадает под иные основания. Таким образом, если организация или бизнесмен не встанут на налоговый учет для уплаты торгового сбора, им грозят штрафные санкции.
Правда, налоговые органы могут осуществить постановку на учет и самостоятельно. Это произойдет, если орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором, предоставит налоговикам информацию о том, что компания или бизнесмен ведет торговую деятельность (п. 4 ст. 418 НК РФ). Заметим, что такой уполномоченный орган должен быть определен законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (п. 2 ст. 418 НК РФ).
После получения уведомления налоговики в течение пяти дней должны поставить на учет плательщика сбора. И еще пять дней им дано для направления ему соответствующего свидетельства.
Если организация или предприниматель прекратят осуществлять деятельность, подпадающую под уплату торгового сбора, они должны в течение пяти дней сообщить налоговикам об этом факте, направив в налоговый орган уведомление. Налоговики снимут плательщика с учета. При этом датой снятия с учета будет являться дата прекращения деятельности, указанная в уведомлении (п. 4 ст. 416 НК РФ).
Рассчитываем сбор и перечисляем в бюджет
Плательщики торгового сбора должны самостоятельно определить сумму сбора для каждого объекта обложения. Сделать это необходимо начиная с периода, в котором возник объект обложения сбором. Для определения суммы сбора надо взять соответствующую ставку и умножить на фактическое значение физической характеристики соответствующего объекта торговли (п. 1 ст. 417 НК РФ).
Таким образом, если ставка установлена по объекту, то она умножается на 1. А в том случае, когда ставка определена в отношении 1 кв. м площади торгового зала (розничного рынка), то ее необходимо умножить на размер площади.
Перечислить в бюджет сбор нужно не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 2 ст. 417 НК РФ).
Обратите внимание: если налоговики поставили на учет организацию или предпринимателя самостоятельно на основании имеющейся у них информации, то они выставят требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления указанной информации. При этом сумму сбора проверяющие рассчитают сами исходя из данных, представленных уполномоченным органом. Такой порядок установлен в п. 3 ст. 417 НК РФ.
Сопутствующие поправки
В связи с появлением в Налоговом кодексе новой главы возникла необходимость по внесению поправок в уже имеющиеся положения части первой и второй НК РФ.
Перечень местных налогов и сборов расширен
Установленный новой главой НК РФ торговый сбор не вписывается в понятие сбора, закрепленное в первой части НК РФ. Чтобы сделать его существование законным, потребовалось внести изменения в ст. 8 и 12 НК РФ.
Понятие «сбор» содержится в п. 2 ст. 8 НК РФ. Сейчас под сбором понимается обязательный взнос, который взимается с организаций и физических лиц. При этом его уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Комментируемый закон это понятие дополнил еще одним основанием для взимания сбора: его уплата обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
Кроме того, внесена поправка в ст. 12 НК РФ, которая устанавливает виды налогов и сборов на территории РФ. До сегодняшнего дня сбор мог быть только федеральным. Благодаря изменениям, внесенным в п. 4 этой нормы Кодекса, появилось такое понятие, как местный сбор. Так же как и местный налог, местный сбор устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местный сбор могут вводить на своих территориях власти городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) ставки сборов определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом. Так же могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.
Ну и конечно же, торговый сбор включен в перечень местных налогов и сборов, установленный ст. 15 НК РФ.
НДФЛ
Внесено изменение в ст. 225 НК РФ, которая устанавливает порядок исчисления налога на доходы физических лиц. Она дополнена новым пунктом 5. Им смогут воспользоваться индивидуальные предприниматели, уплачивающие торговый сбор. По итогам налогового периода они имеют право уменьшить сумму налога, рассчитанного по ставке 13%, на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде.
Но если бизнесмены сами не встали на налоговый учет, а уплатили торговый сбор на основании требования налогового сбора, то снизить сумму НДФЛ они не смогут. Об этом прямо сказано в п. 5 ст. 225 НК РФ.
Налог на прибыль и спецрежимы
Организации, уплачивающие торговый сбор, не смогут учесть его при расчете налога на прибыль в составе расходов. Такой запрет установлен в п. 19 ст. 270 НК РФ. Но расстраиваться не стоит. На сумму торгового сбора можно будет снизить непосредственно налог на прибыль. Соответствующим положением дополнена ст. 286 НК РФ.
В новом п. 10 данной нормы Кодекса сказано, что плательщики торгового сбора имеют право на сумму сбора сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода. При этом уменьшается налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ. Снизить налог на прибыль можно на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).
И опять же, если торговый сбор был перечислен на основании выставленного налоговиками требования, то ни о каком уменьшении налога на прибыль речи быть не может.
Аналогичные правила установлены и для тех компаний и бизнесменов, которые применяют упрощенную систему налогообложения. Соответствующим п. 8 дополнена ст. 346.21 НК РФ.
А вот с ЕНВД дела обстоят совсем иначе. Если на территориях Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя будет введен торговый сбор, то организации, осуществляющие розничную торговлю, не смогут по этому виду деятельности применять ЕНВД. Такое изменение внесено в п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ.