С 1 января 2015 г. многие спорные вопросы, связанные с налогообложением прибыли, будут решены в пользу налогоплательщиков. Такие благоприятные для организаций нововведения внесены в главу 25 НК РФ федеральными законами от 24.11.2014 № 366-ФЗ и от 29.11.2014 № 382-ФЗ. О самых значимых изменениях — в нашем комментарии.
Расчеты с работниками
Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ (далее — Закон № 382-ФЗ) внес в ст. 255 НК РФ две поправки. Первая касается учета при расчете налога на прибыль выплат работникам выходных пособий, вторая связана с формированием резерва под выплату годовых премий.
Компенсации при увольнении
На сегодняшний день налоговики считают, что выплаты работникам при увольнении по соглашению сторон могут быть учтены только при соблюдении двух условий. Во-первых, такие выплаты должны быть прописаны в коллективном и (или) трудовом договоре либо в дополнительных соглашениях, которые являются неотъемлемой частью указанных договоров. Во-вторых, выплаты должны носить производственный характер и быть связаны с режимом работы и условиями труда работника. Данная позиция содержится в письме ФНС России от 28.07.2014 № ГД-4-3/14565.
Минфин России не так категоричен. Финансисты указывают, что для учета рассматриваемых выплат достаточно того, что они предусмотрены в коллективном и (или) трудовом договоре либо в дополнительных соглашениях к ним (письмо Минфина России от 16.07.2014 № 03-03-06/1/34831).
Имеется и судебная практика по рассматриваемому вопросу. Причем как в пользу налоговиков (постановление ФАС Московского округа от 22.08.2013 № А40-147336/12-115-1029), так и в пользу налогоплательщиков (постановление ФАС Московского округа от 15.07.2014 № А40-149407/13-20-533).
Очевидно, чтобы в дальнейшем избежать разногласий по учету выплат работникам при увольнении, законодатели решили закрепить возможность признания таких расходов для целей налогообложения прибыли. Законом № 382-ФЗ п. 9 ст. 255 НК РФ изложен в новой редакции. Теперь он звучит так: в расходах на оплату труда учитываются начисления увольняемым работникам, в том числе в связи с реорганизацией или ликвидацией компании, сокращением численности или штата работников организации. При этом начислениями увольняемым работникам признаются, в частности, выходные пособия при увольнении, предусмотренные трудовым и (или) коллективным договором или отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашением о расторжении трудового договора, а также локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Резерв для премий
Закон № 382-ФЗ внес дополнение в п. 24 ст. 255 НК РФ. Сейчас согласно этой норме Кодекса в составе расходов на оплату труда организации могут учесть отчисления в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, осуществляемые в соответствии со ст. 324.1 НК РФ. Внесенная в данную норму Кодекса поправка позволит организациям учитывать и отчисления для формирования резерва на выплату вознаграждения по итогам года. Заметим, что п. 6 ст. 324.1 НК РФ предусматривает возможность создания такого резерва. А вот порядок учета отчислений в него до настоящего времени не был урегулирован.
Безвозмездная передача имущества в пользование
Сейчас согласно п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование. Это правило работает и в том случае, когда организация предоставляет имущество в безвозмездное пользование государственным и муниципальным органам, учреждениям и унитарным предприятиям в соответствии с требованиями действующего законодательства (к примеру, согласно ст. 48 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).
По мнению законодателей, данная норма ставит компании, предоставившие имущество в безвозмездное пользование указанным органам и предприятиям, в худшее положение по сравнению с организациями, которые сдают имущество в аренду на платной основе. В связи с этим Закон № 382-ФЗ дополнил п. 3 ст. 256 НК РФ исключением: если основные средства передаются в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и организациям местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждениям и унитарным предприятиям в соответствии с требованиями законодательства, такое имущество из состава амортизируемого не исключается.
В рассматриваемом случае такие основные средства будут продолжать амортизироваться, а сумму начисленной амортизации компании смогут учитывать при определении налоговой базы в соответствии со ст. 274 НК РФ. Данное положение теперь содержится в новом п. 4 ст. 256 НК РФ. Кроме того, п. 1 ст. 264 НК РФ дополнен подп. 48.7, согласно которому в составе прочих расходов будут учитываться затраты, связанные с передачей указанным органам и предприятиям имущества (работ, услуг).
Длительная реконструкция объектов
На сегодняшний день компании, осуществляющие по решению руководства реконструкцию или модернизацию основных средств продолжительностью свыше 12 месяцев, должны такие объекты исключить из состава амортизируемого имущества. Однако на практике достаточно часто встречаются случаи, когда в ходе реконструкции или модернизации объекты продолжают эксплуатироваться. Возникает вопрос: можно ли продолжать их амортизировать?
По мнению финансистов, если имущество учитывается как единый объект, при проведении его модернизации или реконструкции в течение срока, превышающего 12 месяцев, данный объект основных средств подлежит исключению из состава амортизируемого имущества. При этом не имеет значения тот факт, что организация использует такой объект в деятельности, направленной на получение дохода (письмо Минфина России от 01.06.2012 № 03-03-06/1/288).
Правда, финансисты допускают возможность продолжать начислять амортизацию по реконструируемому основному средству, если организация использует его в своей деятельности частично. Но для этого компания должна разделить основное средство на два самостоятельных инвентарных объекта (письмо от 19.10.2012 № 03-03-06/1/560).
Закон № 382-ФЗ устранил такую неоднозначную ситуацию. Согласно поправке, внесенной в п. 3 ст. 256 НК РФ, если основное средство в процессе длительной реконструкции или модернизации продолжает использоваться организацией в своей деятельности, то такие объекты из состава амортизируемого имущества не выводятся.
Доходы казенных учреждений
В настоящее время при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения указанными учреждениями иных государственных (муниципальных) функций (подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Но казенное учреждение может осуществлять и иную приносящую доходы деятельность, если такое право предусмотрено в учредительных документах (п. 3 ст. 161 БК РФ). Например, оно может сдавать в аренду имущество, находящееся в его оперативном управлении. Такая деятельность не является оказанием государственных (муниципальных) услуг, поэтому доходы от нее подлежат обложению налогом на прибыль в общем порядке (письмо ФНС России от 21.09.2011 № ЕД-4-3/15432@).
С 1 января 2015 г. изменится формулировка подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ. Эта норма будет предусматривать, что доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ), не учитываются при определении налоговой базы. Соответствующие изменения предусмотрены Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ (далее — Закон № 366-ФЗ).
Таким образом, со следующего года доходы, полученные казенным учреждением от оказания любых услуг (выполнения любых работ), в том числе и не относящихся к государственным (муниципальным), в целях налогообложения прибыли не будут учитываться.
Перенос убытка на будущее
Законом № 366-ФЗ внесены уточняющие поправки в п. 1 и 2 ст. 283 НК РФ в части переноса полученного убытка на будущие отчетные периоды по налогу на прибыль. Действующая сейчас редакция п. 1 ст. 283 НК РФ позволяет уменьшать на полученные ранее убытки налоговую базу не только налогового, но и отчетного периода по налогу на прибыль. Но особенности определения налоговой базы определены в ней только для налогового периода. Кроме того, в п. 2 ст. 283 НК РФ сказано, что налогоплательщик вправе перенести сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка только на текущий налоговый период.
Теперь данные противоречия устранены. В новой редакции п. 1 ст. 283 НК РФ сказано, что с учетом особенностей, предусмотренных ст. 264.1, 268.1, 275.1, 275.2, 278.1, 278.2, 280 и 304 НК РФ, будет производиться определение налоговой базы не только текущего налогового периода, но и текущего отчетного периода. А в пункт 2 ст. 283 НК РФ внесено уточнение о том, что налогоплательщик вправе перенести сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка на текущий налоговый (отчетный) период.
Изменения по дивидендам
В части налогообложения доходов в виде дивидендов есть несколько нововведений. Они предусмотрены Законом № 366-ФЗ. Во-первых, изменена ставка обложения налогом на прибыль доходов в виде дивидендов, полученных российскими организациями от российских и иностранных компаний. В настоящее время такие доходы облагаются по ставке 9%. С 1 января 2015 г. ставка возрастет до 13%. Соответствующие изменения внесены в подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ. Кроме того, в п. 4.2 ст. 284 НК РФ внесено уточнение, что налоговая ставка в размере 30% применяется к доходам по ценным бумагам, за исключением доходов в виде дивидендов.
Во-вторых, устранен пробел в законодательстве, связанный с неопределенностью даты признания доходов по дивидендам, выплаченным в неденежной форме. Сейчас доходы в виде дивидендов от долевого участия в деятельности других организаций признаются в составе внереализационных доходов на дату поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (подп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ). Но дивиденды могут выплачиваться организации-участнику не только деньгами, но и имуществом. В последнем случае никакого поступления денег на расчетный счет и в кассу не происходит. Получается, что в НК РФ определен момент признания дохода только по дивидендам, выплаченным деньгами, а для дивидендов в неденежной форме он не установлен.
Закон № 366-ФЗ дополнил п. 4 ст. 271 НК РФ новым подп. 2.1. В нем сказано, что для доходов в виде дивидендов, полученных в неденежной форме, датой получения внереализационного дохода является:
- в случае получения недвижимого имущества — дата получения объектов по передаточному акту или иному документу о передаче (подтверждающему передачу) недвижимости;
- в случае получения иного имущества (в том числе ценных бумаг) — дата перехода права собственности на такое имущество.
Смена варианта исчисления авансовых платежей
Как известно, организации должны уплачивать в бюджет сумму авансового платежа по налогу на прибыль. При этом компании могут самостоятельно выбрать порядок расчета с бюджетом по авансам. Платеж можно уплачивать ежемесячно внутри квартала (при этом сумма квартального платежа рассчитывается исходя из фактической прибыли за отчетный период, а ежемесячного — исходя из суммы авансового платежа за предыдущий отчетный период). Второй вариант — также платить аванс ежемесячно, но при этом сумма платежа рассчитывается иначе, исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.
Для перехода к уплате ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли компания должна уведомить налоговиков не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода (п. 2 ст. 286 НК РФ).
Однако в Налоговом кодексе ничего не сказано о том, как осуществляется обратный переход с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода.
Закон № 366-ФЗ дополнил п. 2 ст. 286 НК РФ следующим положением. Порядок, установленный этой нормой для перехода на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, будет применяться и в случае перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода. Также добавлено положение, что при переходе налогоплательщика, исчислявшего ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода сумма указанного ежемесячного платежа, подлежащего уплате в I квартале налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия предыдущего налогового периода.
Другие нововведения
С 1 января 2015 г. организации, имеющие обособленные подразделения, будут уплачивать налог на прибыль в доле, приходящейся на обособленные подразделения, только в доходную часть бюджетов субъектов РФ. Сейчас эта доля перечисляется в доходную часть бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Соответствующие изменения внесены Законом № 366-ФЗ в п. 2, 3 и 4 ст. 288 НК РФ.
Законом № 366-ФЗ в ст. 250 НК РФ добавлен новый п. 24. Им установлено, что доходы в виде разницы между суммой акцизов, начисленных при совершении операций, указанных в подп. 21, 23—28 п. 1 ст. 182 НК РФ, и налоговых вычетов из сумм этих акцизов включаются в состав внереализационных доходов. Речь идет об операциях с прямогонным бензином (подп. 21, 23, 24 п. 1 ст. 182 НК РФ), с бензолом, параксилолом или ортоксилолом (подп. 25—27 п. 1 ст. 182 НК РФ) и авиационным бензином (подп. 28 п. 1 ст. 182 НК РФ).