В своем послании Федеральному собранию президент Владимир Путин уделил основное внимание экономическим вопросам. Важнейшей задачей госуправления экономикой выступает создание необходимого правового поля для функционирования всех субъектов рыночной экономики, ключевым является создание благоприятных условий для бизнеса и стимулирование деловой активности. Для этого принципиально важно, чтобы меры, предложенные президентом, были реализованы, считает декан экономического факультета ПГНИУ, профессор, д.э.н. Татьяна Миролюбова.
На фоне неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и общей стагнации российской экономики требуется большая предсказуемость условий ведения бизнеса, которые создаются государственным регулированием экономики. Бизнес несет потери, вызванные сжатием спроса, высокой инфляцией и ограничениями доступа к иностранному капиталу и технологиям. Это сказывается также и на занятом населении, столкнувшемся с сокращением своих реальных доходов.
Мораторий на налоговые изменения, «надзорные каникулы» и полная амнистия возвращенных капиталов, предложенные президентом, — все это является мерами, позитивными для бизнеса, способными дать импульс к его развитию. Важно, чтобы эти меры были в действительности реализованы.
Мораторий на налоговые изменения означает намерение на четыре года зафиксировать действующие налоговые условия и не менять их. В период экономической стагнации как никогда важна стабильность и предсказуемость условий ведения бизнеса. В 2014 г. были предприняты определенные шаги по увеличению налогового бремени: повышен налог на дивиденды с 9 до 13%, повышен порог отчислений в ФОМС, введены торговые сборы, произведен «налоговый маневр» в нефтяной отрасли, изменена налоговая база для имущественных налогов: они переводятся на кадастровую стоимость объектов, что, в сущности, означает рост налоговой базы. На этом фоне намерение не менять налоговые условия дает сигнал для бизнеса: изменения в налоговой сфере на предстоящие четыре года закончены.
В Пермском крае в 2014 г. региональным правительством также предложены изменения в системе налогообложения: налоговые стимулы инвесторам и, по сути, рост ставки налога на прибыль на 1% для всех остальных субъектов экономики.
Предложение о моратории на налоговые изменения соответствует теоретическим постулатам о поведении государства в разные фазы экономического цикла. Мировая теория и практика показывают, что в период рецессии государство не только не повышает налоговые ставки, но также и снижает их. Благодаря этому оно стимулирует деловую активность и совокупный спрос, повышая тем самым темпы экономического роста и уровень инвестиций. Понятно, что в ситуации падения нефтяных цен и сокращения бюджетных доходов Правительство РФ не может позволить себе снижение налоговых ставок, и в этом случае мораторий выглядит как заменитель снижения налоговых ставок.
Вспомним экономический кризис 2008—2009 гг. В 2009-м из-за кризиса резко уменьшилась прибыль предприятий, поэтому основная часть налоговых доходов консолидированного бюджета Пермского края была сформирована не за счет налога на прибыль, как в докризисные годы, а за счет НДФЛ. Доля НДФЛ составила 35,6% в общем объеме доходов консолидированного бюджета края, доля налога на прибыль — 25,4% . В 2013-м, некризисном году, консолидированный бюджет Пермского края формировался в первую очередь за счет налога на прибыль — его доля 37,19% (доля НДФЛ — 21,56%).
«Надзорные каникулы» предполагают: если у предприятия не было существенных нареканий в последние три года, то в следующие три года плановых проверок бизнеса не будет. Для реализации этой меры требуется значительная проработка механизма ее предоставления, поскольку существует огромное количество нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бизнеса, которые часто противоречат друг другу, и какие-либо нарушения при желании можно найти всегда.
Амнистия возвращенных капиталов направлена на поощрение притока бывших российских капиталов, выведенных за рубеж.
Для экономического роста необходимо стимулирование инвестиций.