В деле, рассмотренном АС Северо-Западного округа в постановлении от 30.10.2014 № А52-245/2014, проверяющие из ФСС России решили, что отношения с физическими лицами, выполняющими некоторые виды работ по договорам подряда, являются трудовыми. Но организации удалось доказать обратное. Подробности — в нашем комментарии.
А договор-то трудовой!
В ходе выездной проверки местное отделение ФСС России установило, что в проверяемый период компания ежемесячно заключала с физическими лицами договоры подряда на выполнение определенного вида работ. С выплаченных сумм организация не платила страховые взносы на обязательное социальное страхование. Ведь в базу для начисления страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС России, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера (подп. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ)).
Проанализировав указанные договоры, ревизоры пришли к выводу о том, что они имеют признаки трудовых договоров, так как:
- указанным гражданам были присвоены табельные номера;
- по условиям договоров предприятие обеспечивало их необходимыми материалами и инструментом;
- граждане были ознакомлены с правилами техники безопасности;
- оплата производилась ежемесячно;
- акты выполненных работ, оформленные между предприятием и гражданами, не содержали сведений по объему и качеству выполненных работ.
На этом основании проверяющие решили, что договоры фактически носили трудовой характер и произведенные по ним выплаты являлись скрытой формой оплаты труда. Компании доначислили страховые взносы и привлекли к ответственности за их неуплату. Организация с таким вердиктом не согласилась и обратилась в суд.
Дела судебные
Суды трех инстанций встали на сторону плательщика страховых взносов. Проанализировав материалы дела, арбитры пришли к выводу, что в рассматриваемом случае заключенные гражданско-правовые договоры не полностью соответствуют трудовым правоотношениям. Приведем аргументацию судов.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, а также в результате назначения на должность (ст. 16 ТК РФ). В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется:
- предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции;
- обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением;
- своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.
Работник же обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст. 135 ТК РФ). Она состоит из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (ст. 129 ТК РФ).
Арбитры отметили, что трудовым отношениям предшествует прием на работу по личному заявлению работника, издание приказа работодателя, в котором указывается профессия или должность, размер заработной платы, дата начала работы, а также внесение записи о работе в трудовую книжку.
Что касается договора подряда, то на его основании подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ). Аналогичные положения предусмотрены и в отношении договора возмездного оказания услуг (ст. 770 ГК РФ).
Таким образом, по гражданско-правовым договорам гражданин не подчиняется внутреннему распорядку предприятия, он самостоятельно устанавливает время и порядок работы, на нем лежит обязанность сдать результат работы заказчику, ему оплачивается лишь выполненная работа. Заказчик обязуется оплатить выполненные работы в сроки и в порядке, которые указаны в договоре; оплата производится обычно после окончания работы и составления акта выполненных работ.
Что в итоге?
Изучив представленные договоры подряда, судьи выяснили, что они не содержат условий, обязывающих подрядчиков соблюдать определенный режим работы и отдыха. Кроме того, договоры не предусматривают подчинение граждан, их заключивших, внутреннему трудовому распорядку компании. Также в них отсутствуют положения о дисциплинарной ответственности за ненадлежащее выполнение обязанностей.
Объем работ по соответствующим договорам устанавливается нарядом на работы, в котором отражаются расценки на выполненные работы. Оплата производится только после подписания акта приемки выполненных работ. При этом размер оплаты устанавливается в зависимости от объема работ, который в различные периоды меняется.
Таким образом, рассматриваемые договоры нельзя переквалифицировать в трудовые, так как подрядчики не были ознакомлены с правилами внутреннего трудового распорядка и выполняли работу не в соответствии с режимом работы, установленным в компании.
Суд не принял довод проверяющих из ФСС России о том, что договоры носили длительный характер и организация обеспечивала подрядчиков средствами труда. Кроме того, чиновники не представили сведений о том, что заключившие спорные договоры граждане обращались в суд общей юрисдикции с исками о признании трудовыми сложившихся между ними и компанией отношений.
В итоге суд не установил факт наличия трудовых отношений. А значит, претензии проверяющих не обоснованны.